На вечерний спектакль Усть-Нерского народного театра "Зойкина квартира" по пьесе М.А. Булгакова, показанный 31 мая, пришло очень много зрителей. Давно ДК "Металлург" не встречал столько любителей театральных постановок, имя писателя дополнило картину - пьесу видели на сцене старейшего театра страны им. Е. Вахтангова.
Открыв двери фойе, зритель уже попадал в атмосферу "непмановской" России: в уголке работал буфетик с ватрушками-бубликами, маленький музыкант зарабатывал себе "валюту" игрой на скрипке, а в швейной мастерской разместилась выставка-ретро сценических костюмов. Песни знаменитого одессита Л. Утесова не только встречали зрителей в фойе, но и предшествовали началу спектакля. Собравшиеся в зале встретили начало постановки бурными аплодисментами, приветствуя артистов, отыгравших не один спектакль, и подбадривая новый состав.
"Зойкина квартира" в авторском изложении представляется зрителям как трагический фарс, автор в своем произведении показал отживающий свой срок период разрухи после Октябрьской революции. Все, что стремилось всеми силами удержаться, утвердить свое превосходство, вызывало гнев писателя - отсюда и комедийная направленность произведения.
В спектакле занят большой состав, режиссеру нужно было найти 15 артистов, способных донести до зрителя дух того времени, почти столетней эпохи. И надо сказать - это им удалось. Весь спектакль прошел на одном дыхании - ярко, динамично, экспрессивно. В этом трагическом фарсе, несмотря на его давность, есть связь с настоящим временем: взяточничество, воровство, обман, желание иметь деньги, заработанные нечестным путем. Здесь выставлены ловкачи, приспособленцы, девушки легкого поведения.
Первый акт с зеркалом в шикарной раме сразу же настроил зрителей на " зазеркалье", когда взятка дается как фальшивая бумажка, которую "нужно выбросить". Новое время породило наркоманов, таких как герой Абольянинов, который уже не может без них обходиться. Под видом швейной мастерской "мадам" Зоя организовала притон с "девочками". И, кажется, вовремя прибыл к ней знакомый по прошлым темным делам Аметистов, у которого целая серия липовых документов - смотря по обстановке он их использует для своих сомнительных делишек.
Взяточник Портупея легко вписывается в нашу настоящую жизнь, кажется ему сам черт не брат, он лихо скручивает любую ситуацию в свою пользу. Ни одно "темное дело" без него не обходится, и когда ему задают вопрос: "Вы партийный?", отвечает: "Сочувствующий". Второе действие можно назвать " В мастерской модельера". Появившаяся модница Алла, которую легко обмануть, всучив ей платье "из Парижу", и не имеющая денег, легко идет на сделку и дает согласие работать "манекенщицей".
Новый герой Борис Семенович Гусь, человек с темным прошлым, "коммерческий директор тугоплавких металлов" заказывает туалет для "светлой брюнетки", поняв, в каком ателье он находится. Начало третьего действия - это диалог Абольянинова и Аметистова о сказочной жизни Гуся, его богатстве и умении жить. Далее следует сцена, где на первый план выступают два китайца, неизвестно какими ветрами заброшенные в московские края. Бедный китаец Херувим считает, что может спокойно жениться на домработнице Манюшке и увезти ее "в Санхай". А если не согласна, так можно и нож к горлу приставить. Ради денег совершается убийство - может, и осуществится мечта Херувима о богатой жизни, а смерть Гуся - еще один эпизод жизни ненужного, в общем-то, человека. Конец известен, как говорит русская пословица: "Сколько веревочке не виться, конец найдется".
Большой коллектив отработал на сцене на одном дыхании. Искрометные яркие танцы внесли еще большую лепту в постановку, которые подготовила Э.Цыбиктарова. Костюмы, сшитые художником-костюмером А. Богатиной, глубже помогли отразить ту эпоху. Интересное световое оформление Е. Кривошапкина, а музыкальное - А. Абрамцова. Художник-декоратор - Н. Сулейманова. Помощник режиссера - Е. Суровикина. Но, конечно, самое важное в любом спектакле - игра артистов. Надо сказать, что весь коллектив потрудился достойно.
Главные герои - Зойка (М. Азарова) и Абольянинов (М. Василик) органично вписаны в спектакль. Надо отметить игру Н. Бардадыма, исполнившего роль Аметистова - блестяще. Необходимо упомянуть, что это его первый выход в столь серьезной работе. Наша коллега О.Шильке как всегда правдиво справилась со столь сложной ролью. Ее Алла была убедительна. Владимир Скляров замечательно воплотил образ Портупеи, роль ему удалась. Манюшку сыграла Я. Сулейменко, которая весь спектакль провела искрометно. Роли китайцев сыграли В. Игнатьев и А. Шевченко, и надо заметить очень достоверно. Роль Гуся сыграл А. Шукало, правильно показав образ, как бы сейчас сказали, "нового русского", у которого "деньги делают все", за что и поплатился, получив удар ножом в спину. Девушки-манекенщицы и кордебалет были сыграны А.Поповой, Е. Новиковой, А.Ревиной, О. Сафранжиу. Мадам Иванову сыграла Е. Новикова, роль небольшая, но запоминающаяся. Эпизодические роли исполнили: Портного - А. Савин, Неизвестного - И. Сушкевич.
В конце спектакля со словами признательности и благодарности выступили зам. главы по социальным вопросам Р.М. Садыкова, начальник Управления культуры А.С. Сивцева, председатель женсовета поселка С.П. Елетенко, которые поблагодарили работающих артистов за творческий труд, прекрасно сыгранные роли. Спектакль был подготовлен практически за один месяц.
Режиссер-постановщик - отличник культуры РС(Я) Анна Бубякина не расстается с нашими артистами - в конце этого года группа примет участие еще в одном спектакле для защиты и подтверждения звания "Народного театра".
Валентина КУЛИКОВА.
|