Каждый народ имеет старинные традиционные праздники, которые бережно передаются из поколения в поколение. У народа саха это - Ысыах. Якутский ысыах связан с культом солнечного божества, с культом плодородия.
Первые сведения о весеннем празднике можно встретить уже в дневниковых записях голландского путешественника И.Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце 17 века. Он, в частности, отмечал, что у якутов в году всего лишь один праздник, который они справляют весной с большой торжественностью: разводят костры и поддерживают их пока длится праздник, в большом количестве приготовляют кумыс (напиток из кобыльего молока). Ысыах как календарный праздник был неразрывно связан с традиционно-хозяйственной деятельностью якутов. У них сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов, делить год на две половины: зимнего (осень-зима) и летнего (весна-лето). Существования своеобразной границы между старым и новым, прошлым и будущим носило свое выражение в якутском Ысыахе. Якуты справляли Ысыах в день летнего солнцестояния с 21 по 22 июня и называли его Новым годом. Они отмечали его как праздник обновления, рождения Природы и Человека. Ысыах был связан с добрым, светлым началом и надеждами на будущее. В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Рядом с сэргэ обычно устраивают круг - тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.
Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ - белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех нерожденных людей, лошадей и коров. Считается, что кумыс - земное воплощение небесного молочного озера, на берегах которого раскинулось жилище Юрюнг-Айыы Тойона, одного из высших божеств - покровителей саха. В этом озере омывается его супруга Айыысыт.
Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда. Праздник начинается с древнего ритуала - окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Все исполняет алгысчыт.
Ысыах - праздник семейный. Каждая семья заранее тщательно готовится к нему: шьют праздничную одежду, готовят национальные блюда, кумыс и быппах, саламат. Во время Ысыаха обязательно со всеми близкими и родственниками проводят совместную трапезу. Затем все принимают участие в хороводе осуохай - массовом народном танце, танце единения людей земли Олонхо. Участники осуохая, взявшись за руки, передают друг другу положительную энергию и становятся родными по духу. Хоровод водят по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве, благодарят солнце за свет и тепло, подаренные людям.
Самый пик и волнующий момент, кульминация Ысыаха - встреча солнца. Наступает новый день и теплые солнечные лучи ласково, с любовью и нежностью обнимают всех. Как будто вся природа: леса, травы, цветы - выплескивает свою живительную энергию в объятия солнца, одновременно заряжая ею всех.
Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай - якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюсэ (мясными лытками) и ценными подарками. Якуты - большие любители конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.
Сегодня лучшие старинные традиции праздника нашли свое творческое развитие в современном Ысыахе.
Национальный праздник Ысыах - это уникальное духовное богатство народа саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо.
|