С чего начинается музыка? В ответ на этот вопрос услышите множество и тонких, и прямолинейных ответов. Односложных, раздумчивых и многословных…
А вот если спросить об этом у земляков, например, на сайте одноклассников, возраст которых колеблется от 60 до 17 лет, мы непременно высчитаем процентов 60 ответов, так или иначе связанных с Усть-Нерской музыкальной школой. Здесь в ассоциациях прозвучат и "незабываемая какофония звуков" в здании школы, и "неловкие, деревянные пальцы" начинающего скрипача, и "неподдающееся сольфеджио" и, конечно, имена, имена…
Для многих поколений устьнерских школьников "музыкалка" стала неотъемлемой частью детства, вспоминаемая с нежностью, юмором, благодарностью. Нашей музыкальной школе грядет 50 лет. И, конечно, в дни юбилея прозвучит много добрых слов в адрес славного коллектива, будут вспоминаться "вехи", курьезы и достижения. Мы узнаем поподробней о сегодняшних буднях школы - чем и кем гордятся, что огорчает, какие цели и задачи ставят, какие проблемы преодолевают. Ну, а эта страница - просто эмоциональный порыв, "затравка" и привет всем любимым, строгим, лояльным, импульсивным, талантливым, творческим педагогам, вчерашним и сегодняшним - незабываемым, навсегда поселившим звуки музыки в наших душах.
И запах канифоли намертво теперь связан не с паяльником, а со смычком... Сергей Плотников, г.Хабаровск. Фотокорреспондент хабаровской краевой общественно-политической газеты "Тихоокеанская звезда", автор агентств ФОТО ИТАР-ТАСС и PHOTOXPRESS (Москва). В настоящее время обучается в Нью-Йоркском институте фотографии, победитель фотоконкурса "Best of Russia 2009". Две работы Сергея экспонируются в Русском государственном музее Санкт-Петербурга.
50 лет музыкалке... Надо же, "полтинник" - это уважаемая цифра. Жаль, что до этой магической цифири не дожила старая школа на улице Школьной (простите за тавтологию)
А ведь в ней почти всех нас в детстве учили азам гармонии... Галка Крат, Вика Бич, Саша Коломейчук (если я не перепутал), Инга Бимбат ( ее мама, преподаватель фортепиано, хотя, не уверен, ибо и время прошло, и предмет не самый любимый). Мой учитель музыки - Николай Петрович, скрипач, когда он на отчетных концертах играл в дуэте, завораживало. Но вот опять же не помню его партнера, точнее, партнершу. Господи, как же я ненавидел музыку!!! Нет, естественно, начало пыткам сам положил. Упросил мать и она отвела в школу на прослушивание, результат оказался положительный: "У мальчика абсолютный слух и есть способности". В целях экономической целесообразности инструмент был выбран мобильный и недорогой (такие были времена!) - скрипка.
И вот тут началось... Дурацкая подушка на шее и бесконечные гаммы. Пальцы-деревяшки не желали вытягиваться в нужную позицию, монотонность заучивания гамм для меня стала кошмаром. А еще сольфеджио, фортепиано, хор....
А мальчик рос и увлекся небом и самолетами (хотя два года честно пилил гаммы и пьесы), научился бренькать чего-то там на пианино и, пожалуй самое главное для меня чудо - появился голос.
Много позже, в армии пригодилось. На строевых смотрах уверенно запевал что-то там про "знамя полковое..." . Джельсомино, блин, командир полка был другого мнения на этот счет и неизменно приказывал усилить "эти петушиные вопли" чьим-нибудь более низким и внушительным голосом, ибо тут вам танковый полк, а не филармония.
А отчетные концерты... кошмар! Но запах закулисья с тех детских впечатлений и сейчас оставляет что-то светлое в душе, корреспондентская жизнь часто загоняет на съемки в театр. А тогда... Выходишь под свет рампы в костюмчике с идиотской подушкой на шее и в зале пролетает легкий ржач твоих одноклассников. Провалиться бы! И так поджилки тряслись, ибо пьес я хронически не знал, фальшивил со страшной силой, а НикПет взглядом убивал! И говорил: "Уж если не знаешь, то делай вид, что играешь, но не звучи". Мало того! Нужно было также выступать на отчетных со сводным хором. Мама дорогая, что-то про партию, да на якутском языке!
Короче, после двух лет каторги мальчик шел с футляром по Индигирской на очередной урок, и тут (как в плохих книгах) высоко прошел какой-то транзитный самолет с низким, мощным рокотом. Мальчика просто переклинило, и он треснул футляр об тротуар! В том смысле, что жизнь проходит зря, и я трачу ее черт знает на что.
Естественно, содержимое футляра в виде скрипки треснуло вдребезги, урок сорвал, врал что-то и НикПету, и матери, получил по шее и, пардон, по заднице. Устроил скандал и победил! Через год или два, уже не помню, я щеголял в курсантской форме аэроклуба "Икар"!
Я был нерадивым учеником, но это впечатления детства, и когда тебе тоже полтинничек не за горами, они становятся все дальше, но роднее...
От души поздравляю всех бывших, сущих и будущих учеников и преподавателей с юбилеем! Ученикам - старания и таланта, учителям - терпения. Ибо наверняка среди сегодняшних их воспитанников найдутся "заблудшие души", типа меня, которые еще не поняли, что они заблудшие и по темноте своей пьют кровь преподавателям, пытаясь учиться прекрасному. Но бесследно это все не проходит, в музыке только гармония есть…
P.S. И запах канифоли намертво теперь связан не с паяльником, а со смычком. Уроки музыки Елена Сорокина, г. Самара. Если коротко о себе - закончила Куйбышевский авиационный институт ("Прикладная математика"), по жизни занятия были разные, но "околокомпьютерные". Поскольку мы говорим о нашей музыкальной школе и ее влиянии, то уместно сказать, что, например, учась в институте, все пять с половиной лет пела в академическом хоре КуАИ, неплохо разбираюсь в авторской песне. А как по-другому, если Самара - родина Грушинского фестиваля? И, как Матроскин, могу, кроме фортепиано еще на гитаре и аккордеоне , не для большой публики, конечно. Мой 10-летний сын занимается в четвертом классе музыкальной школы по классу "балалайка" (с переменным успехом, как и большинство мальчишек). Вопреки всеобщему банальному представлению о балалайке - в компании с водкой, икрой, медведем, матрешкой, БАЛАЛАЙКА, оказывается, замечательный инструмент, на котором играют и классику, и джаз, и…
Для меня музыкальная школа - это любимые уроки, что называется, "по специальности" Ларисы Ивановны Кольцовой (Бимбат) и нелюбимые - сольфеджио, и, особенно, хор... Любимыми уроки были не только из-за освоения инструмента, а из-за общения с красивым веселым человеком - Ларисой Ивановной. Одно ее приветствие, когда я вбегала в класс на урок, типа "Привет, Мартын!", создавало непередаваемую атмосферу доверия, снимало волнение. Как-то никто из других учителей так обычно не говорил, да и не говорит - не положено по статусу. И "двойки" она "влепляла", и я расстраивалась, но трагедии не было, потому что, несмотря на ее суровость в таких "двоечных" ситуациях, уходя, видела добрые смешинки в ее выразительных глазах. Уроки вкуса - умение одеваться, красивый почерк - до сих пор помню! Запах сигарет с леденцами (что-то из шикарной жизни!), низкий голос, уроки юмора - вот что для меня эти уроки музыки. Ее фразы - "не тяни кота за хвост!", "прибавь темпу"…
Еще музыкалка - это красивые женщины. Моя же Лариса Ивановна, Приходько, Екатерина Ивановна Косилова…Это одновременно нудные и веселые сольфеджио и "муз.литература", если на уроке присутствовали неподражаемые Женька Суковатый и Степа Крамской, шутили они чудесно. Да, а поджилки на отчетных концертах, конечно, тряслись. Сейчас вожу ребенка в музыкальную школу, одну из лучших в Самаре, и вот что могу сказать - прихожу туда и попадаю в знакомую по Нере обстановку. И в современных учителях вижу то, что было и в наших - профессионализм, умение общаться с детьми, творческая атмосфера. В обычных общеобразовательных школах такое, к сожалению, нечасто встретишь. Сильная была наша нерская музшкола, правильная.
Подготовила Елена ХУСАЕВА.
|