Этот афоризм, принадлежащий великому полководцу Александру Суворову, жив и в сегодняшние дни. Наш рассказ - о вечерней школе посёлка Усть-Нера, о её становлении, коллективе и учениках.
В нынешний век высоких технологий от работников всех рангов и уровней требуются большая самоотдача и профессионализм. Не каждому человеку в силу каких-то обстоятельств удаётся получить школьное дневное образование. Причины могут быть разные, но цель - дать каждому человеку достойное образование - у педагогов одна. В нашем посёлке с 1950 года существует вечерняя школа для рабочей молодёжи.
В послевоенные годы важным участком в народном образовании являлись ШРМ. Развитие производства требовало больших знаний, недополученных в годы войны. Также до 1962 года в Усть-Нере существовала так называемая "Колповская" школа. Она находилась на территории исправительного трудового лагеря и учились в ней заключённые. Работа строилась по принципу обычной вечерней школы, уроки проводили учителя поселковой школы.
В 1956 году в ШРМ Усть-Неры было более 140 учащихся, это люди различных профессий. В Усть-Нерской вечерней школе были открыты с пятого по десятый классы. Пятые и шестые классы были организованы и в посёлке Артык.
Уже в 1989 году действовала очно-заочная школа рабочей молодёжи в Усть-Нере и по району 8 учебно-консультационных пунктов, где обучались более 300 человек. Многие из выпускников вечерней школы продолжили учёбу в высших и средних учебных заведениях, став значимыми специалистами для производства нашего района.
Чтобы узнать, какой стала "вечерка" сегодняшнего дня, мы встретились с директором Усть-Нерской вечерней школы Надеждой Георгиевной Логиновой, возглавляющей её с 2008 года.
- Обучение в нашей школе ведётся с 7 по 12 классы. Растянутость программы вызвана необходимостью полной усваиваемости учениками предметов. Так как большинство учащихся - рабочая молодёжь и не всегда у них имеется возможность посещать занятия, школьные темы прорабатываются тщательно. В этом им помогает коллектив учителей, которые не считаясь с личным временем, готовы донести материал до каждого ученика.
Большой вклад в обучение внесли преподаватель русского языка и литературы Татьяна Викторовна Костылева, учитель математики Светлана Ивановна Лысая, химии и биологии - Елена Фатыховна Сафина, иностранного языка Нелли Павловна и Айгуль Азаматовна Гариповы, преподаватель истории Михаил Трофимович Чубченко. Второй год преподаёт в школе молодой специалист Ирина Александровна Кондакова, студентка 4 курса заочного отделения исторического факультета ЯГУ, с нынешнего учебного года Валентина Ивановна Мороз - преподаватель русского языка и литературы, преподаватель информатики Светлана Владимировна Петрова. Коллектив небольшой, но желание дать больше знаний ученикам и получить более высокий результат по количеству успешно сдавших ЕГЭ у всех огромное. Возраст учащихся - от 15 лет до 35. Многие из них отцы и матери семейств, сами являющиеся воспитателями и педагогами для своих детей. Никто не оспаривает, что это трудно, но жизнь без образования и твёрдой специальности ещё труднее.
Надежда Георгиевна сетует на очень слабую посещаемость среди учеников. Школа работает по программе 1996-98 годов. Раньше выпускались специализированные учебники для вечерних школ. Сейчас этих учебников и в помине нет. Приходится преподавателям самим на основе программы дневной школы перекраивать и подстраивать под программу для учеников вечерней. Сложности есть, но они решаемы.
Есть самородки среди учащихся, которые материал "схватывают" на лету, есть усидчивые, желающие, как "через тернии к звёздам", добраться до положительных результатов. Но есть, к сожалению, и такие ребята, которых приходится буквально отлавливать, чтобы усадить на школьную скамью. Много бесед проводит социальный педагог с проблемными учениками, пытаясь выяснить причины плохой посещаемости. При этом педагог поддерживает контакт с родителями ученика, руководством предприятия, где ученик работает. В прошлом учебном году добрым другом и наставником для подростков была социальный педагог Елена Юрьевна Шафи, сейчас эту работу ведёт Ирина Александровна Кондакова, совмещая уроки истории с уроками воспитания нравственности. Равнодушных к судьбам своих подопечных среди учителей нет.
Радуют и бывшие ученики школы результатами поступления в учебные заведения страны. Так, выпускница прошлого года Карина Асылгариева сейчас - студентка заочного отделения Магаданского института, будущий управленец производства. Антон Коваленко в 2011 году поступил в Подмосковье, в Духовную семинарию на бюджетное отделение. Можно только порадоваться за успехи учеников и поблагодарить преподавателей вечерней школы, отдающих силы, знания, житейскую мудрость своим питомцам.
Ольга ШИЛЬКЕ.
|