"Пусть будут лишь мирные и радостные Дни Земли для нашего прекрасного космического корабля - планеты Земля, летящей и вращающейся посреди холодного космоса со своим столь уязвимым грузом жизни…". Генеральный секретарь ООН УТан (Мьянма), 21 марта 1971 года.
Природа, я иду в тебя С душой и сердцем обнажённым. Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой. Природа - матушка моя, Твои исполню повеленья. За все грехи прости меня, Возьми, как детку на колени.
Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего детства? Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Затем Пётр1 впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких - на 20.
В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская экология. В настоящее время слово "экология" чаще стоит в сочетании со словами "природа" и "окружающая среда". Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.
Человек - творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней, весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках. Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё не успели стать для них чем-то обычным. Поэтому мы сами можем смело утверждать, что в каждом ребёнке дремлет самый настоящий художник, т.е. человек, который видит жизнь необычайно красивой и удивительной. Но если не помочь малышу открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть источником, питающим душу.
На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Непосредственные контакты с окружающим миром вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира, умение преодолевать естественные трудности и препятствия.
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий. Мать-природа имеет универсальные знания для человека. Она - источник и основа нашей жизни. Необходимо вырабатывать экологическую культуру в каждом человеке. Ведь это есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему живому миру, а с ним - осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
С каждым годом убеждаешься в том, что слово "человек" не звучит так гордо, как созидатель, хранитель. Всё больше он становится разрушителем всего и вся.
Хочется изменить людей, крикнуть: "Опомнитесь!". Хочется достучаться до их сердец, но порой люди глухи. Проблемы личного характера кажутся настолько большими, что мы совсем забыли про другой мир - духовный.
Во все века были проблемы, но искорка человеческой души, любви ко всему живому была всегда. Стоит вспомнить наше детство, как разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках матери-природы, а не царём её, будет жить осознанно, не пойдёт против своей совести, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте, тогда и только тогда будет любовь на Земле ко всему живому. Но к этому нужно идти…
Нам жить в одной семье, Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полете. Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте. О, как природа-мать Терпима и добра! Но чтоб ее лихая Участь не постигла, Давайте сохраним На стрежнях осетра. Касатку - в небесах, В таежных дебрях - тигра. Коль суждено дышать Нам воздухом одним, Давайте-ка мы все Навек объединимся. Давайте наши души Вместе сохраним, Тогда мы на Земле И сами сохранимся!
Людмила ШНАЙДЕР, педагог дополнительного образования Усть-Нерского детского дома, кружок "Экология". Фото автора.
|