Уважаемые работники редакции газеты "Северная заря", здравствуйте! Посылаю вам еще одну фотографию к 80-летнему юбилею Оймяконья. Думаю, что она будет многим интересна. А история ее такова.
В семидесятых годах прошлого века КИЗ "Индигирзолото" начал получать импортную тяжелую землеройную технику. Доставляли ее кораблями в морпорт "Нагаево" г. Магадана. А оттуда ее необходимо было доставить на прииски. Перевозкой занималась Артыкская автобаза, доставляли на мощных автомобилях КрАЗ и ТАТРА.
На этой фотографии на трейлерах стоят четыре ТЗТ "Фиат-Аллес". Эти бульдозеры были предназначены для прииска "Юбилейный". Но доставили их в Усть-Неру только 29 апреля, когда дороги по реке до прииска уже не было, почти всплошную шла вода. И тогда руководство принимает решение - доставить технику на прииск через Ольчанский перевал, от прииска Ольчан - по реке Ольчан до ее устья. А от устья до прииска еще 12 км. Меня же руководство отправило ответственным при сопровождении двух машин техпомощи на шасси автомобиля КрАЗ-255 (одна Артыкской автобазы (грузового района), а вторая Усть-Нерского автопарка).
И вот 29 апреля 1977 года мы из Усть-Неры выехали в сторону Ольчанского перевала, проехали пр. Ольчан и выехали на р. Ольчан. Там еще воды по реке не было. Выехав на знаменитую Ольчанскую наледь, вся бригада пообедала, после чего выехали в сторону Юбилейного.
На этом снимке запечатлены четыре бульдозера на трейлерах и сопровождающие их две автомашины техпомощи перед выездом на "Юбилейный". На переднем плане водители, перевозящие бульдозеры и приисковые бульдозеристы, которые получали ТЗТ, загружали и сопровождали их из Магадана.
К вечеру мы прибыли в устье р. Ольчан, где должны были выгрузить бульдозеры. Но не доезжая километра полтора до Индигирки, на р. Ольчан садится вертолет, в котором были зам. директора прииска Юбилейный (фамилию его не помню), секретарь парторганизации и председатель профкома прииска. И вот они стали нас уговаривать, чтоб не выгружать бульдозеры в устье Ольчана, а довезти их до самого прииска. Конечно, разговор по этому поводу был серьезный и долгий. После чего водители согласились на свой риск доставить технику на сам прииск. Тем более, что один из бульдозеров был не на ходу, и в случае выгрузки его пришлось бы буксировать до прииска, что создавало опасность при движении по реке. Техника могла провалиться под лед, т.к. вес одного бульдозера (без отвалов, их везли отдельно) - 60 тонн. А на жесткой сцепке общая масса составляла более 100 т.
В общем, эти 12 км - от устья Ольчана до прииска - водители со значительными трудностями, но преодолели. Около часа ночи уже были на прииске. А на берегу р. Куобах-Бага нас встречал сам директор прииска Юбилейный, и ночью достаточно быстро технику выгрузили.
После непродолжительного отдыха рано утром отправились в обратный путь.
Вот такая история связана с этой фотографией.
С уважением, Виктор Алексеевич ГРИГОРЬЕВ. п. Серебряные Ключи Тульской области.
|