В г. Якутске, около торгового центра «Дэлэй» по улице Федора Попова, был установлен локомобиль. Его перенесли в Якутск из села Сордонноха Оймяконского района, как дань истории и традициям.
«Этот локомобиль очень долго стоял около речки в нашем селе Сордоннохе – заброшенный, захламлённый и никому не нужный. Его помнит каждый сордонноховец, который вырос в селе, и я в том числе. Каждый раз, когда мы шли купаться, проходили мимо этого локомобиля и играли там. Мы называли его «паровозик» или «поезд», хотя не знали, откуда он. Очень приятно, что этот локомобиль нашел свое место именно в нашей столице. Он связан с нашим детством, и станет, надеюсь, местом паломничества наших земляков», - рассказал главный специалист отдела молодежи администрации Оймяконского района Станислав Григорьев.
Данный локомотив еще десять лет назад уроженец села Сордонноха, нынешний начальник Оймяконской РЭС Иннокентий Скрыбыкин по своей личной инициативе доставил в г. Якутск. Молодой патриот очень не хотел, чтобы раритет попал в руки предприимчивых людей и превратился в груды металлолома. Но тогда к 90-летнему юбилею энергетики Якутии установить его не получилось возможным и до лучших времен он хранился в надежном месте. И вот спустя ровно 10 лет, к 100-летию со дня открытия первой электростанции в Якутии, Сордоннохский локомотив нашел свое достойное место в столице республики.
* * *
Локомобильные электростанции могут работать на любом виде твердого, жидкого и газообразного топлива. В особенности они целесообразны при наличии местного топлива или древесных и других отходов производства, например, в предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также в сельском хозяйстве.
Данная водонасосная локомобильная электростанция была доставлена в село Сордоннох Оймяконского улуса в 1955 году. Мощность – 75 лошадиных сил. Расход в сутки: шесть кубометров дров, три тонны воды. Время подачи электроэнергии было ограничено, в основном выбирали тёмное время суток с ограничением до двух часов ночи.
Именно так, с помощью локомобильных станций, обеспечивали местное население электричеством в течение четырёх лет, а затем постепенно перешли на дизель-генераторные установки.
Первым машинистом локомобиля стал Петр Вензель, ветеран труда, кавалер ордена «Красного знамени», обладатель медали «За доблестный труд – к 100-летию Ленина». Об этом информирует ЯСИА.
|