В октябре, после того как стало известно о конфликте директора ставропольской школы и учениц, желающих посещать занятия в хиджабах, ВЦИОМ был проведен Инициативный всероссийский опрос на предмет введения школьной формы в образовательных учреждениях.Опрошено было 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. За введение школьной формы высказались восемь из десяти россиян (77%), в основном женщины (81%), россияне 45 лет и старше (82- 83%), те, у кого в семье есть несовершеннолетние дети или внуки (82%). Не поддержал единую школьную форму каждый пятый (18%). В основном молодежь (37%), мужчины (22%) и те, у кого в семье нет несовершеннолетних детей/внуков (21%).
Несмотря на то, что большинство родителей в свое время и сами носили школьную форму, отношение к ней у них совершенно неоднозначное.
Управление образования Оймяконского улуса призывает обучающихся, родителей, общественность принять активное участие в обсуждении проекта Положения о школьной форме в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия). Предложения можно направлять в Управление образования электронной почтой (e-mail:nera.uo@gmail.com), по телефону 2-24-39, 2-15-89, факсом 2-01-62. Также можно выступить на страницах газеты "Северная заря", высказав свое мнение на этот счет. Лучшие предложения будут вынесены на обсуждение на ежегодном традиционном совещании педагогов в городе Якутске.
Примерное положение о школьной форме в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)
1. Общие положения
1.1. Введение школьной формы осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и уставом образовательного учреждения.
1.2. Правовой основой для требований, предъявляемых к школьной форме, являются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и оргаизации режима работы в дошкольных организациях", СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03 "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека" и технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011).
1.3. Школьная форма дисциплинирует, сплачивает коллектив, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
Форма исключает (ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу "богатые-бедные"
Форма позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
1.4. Настоящим Положением определяются примерные требования к школьной форме.
2. Примерные требования к школьной форме
2.1. Стиль школьной формы - деловой.
2.2. Школьная форма подразделяется на повседневную и спортивную.
2.3. Повседневная форма:
- для обучающихся 1-4 классов установленного образца, заказываемая коллективно;
- для обучающихся 5-11 классов, выбираемая из предлагаемых школой вариантов;
- мальчики, юноши - пиджак, брюки, мужская сорочка (рубашка), туфли. Рубашки разных цветов, однотонные. Пиджак, брюки и рубашка неярких тонов. Жилет, пуловер (свитер) однотонный без рисунков и без надписей;
- девочки, девушки - пиджак и юбка (брюки), блузка. Блузки разных цветов, однотонные. Пиджак и юбка (брюки) неярких тонов, однотонные, клетчатые в мелкую полоску. Жилет, пуловер (свитер) однотонный без рисунков и без надписей. Возможен вариант, когда класс (параллель) заказывает одинаковую форму в рамках вышеперечисленных требований.
2.4. Во время праздников все надевают белые блузки (рубашки).
2.5. Спортивная форма.
2.5.1. Спортивная форма включает футболку и спортивные трусы (шорты, спортивные брюки) или спортивный костюм. Кеды (спортивные тапки или кроссовки). Форма должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий.
2.6. Обучающиеся должны иметь сменную обувь для занятий в школе и вне ее.
2.7. Школьная форма соответствует гигиеническим требованиям к детской одежде, контактирующей с кожей человека.
2.8. К деловому стилю одежды не относятся следующие варианты:
2.8.1.Одежды и обуви:
- спортивная одежда (спортивный костюм или его детали);
- джинсы;
- одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.);
- прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками;
- декольтированные платья и блузки (открытый У-образный вырез груди, когда заметно нижнее белье);
- вечерние туалеты;
- платья, майки и блузки без рукавов (без пиджака или жакета);
- слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины;
- одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани;
- сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки;
- спортивная обувь (в том числе экстремальных видов спорта и развлечений);
- обувь в стиле "кантри" (казаки);
- массивная обувь на толстой платформе;
- вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих тканей и т.п.);
- туфли на чрезмерно высоком каблуке;
- высокие сапоги-ботфорты в сочетании с деловым костюмом.
2.8.2. Волос:
- экстравагантные стрижки;
- окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки.
2.8.3. Маникюра и макияжа:
- маникюр ярких экстравагантных тонов (синий, зеленый, черный и т.п.)
- маникюр с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы, клипсы);
- вечерние варианты макияжа с использованием ярких, насыщенных цветов.
2.8.4. Украшений:
- массивные серьги, броши, кулоны, кольца;
- пирсинг;
- аксессуары с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующие психоактивные вещества и противоправное поведение.
3. Права и обязанности обучающихся
Обучающиеся имеют право:
3.1. участвовать в обсуждении, разработке, принятии вариантов школьной формы;
3.2. выбирать школьную форму из предложенных (одобренных органом государственно-общественного управления) вариантов;
3.3. самостоятельно подбирать рубашки, блузки, аксессуары к школьному костюму;
3.4. участвовать в принятии решения о выборе единого стиля или цветовой гаммы для классного коллектива или образовательного учреждения;
3.5. вносить предложения по отражению в школьной форме региональных или школьных особенностей, знаков различия (эмблема, аксессуары и т.п.);
3.6. носить в холодное время года джемперы, свитеры и пуловеры неярких цветов.
Обучающиеся обязаны:
3.7. содержать форму в чистоте;
3.8. в дни проведения торжественных линеек, праздников одевать белые блузки, рубашки;
3.9. носить школьную форму ежедневно.
4. Права и обязанности родителей
Родители (законные представители) имеют право:
4.1. участвовать в обсуждении, разработке, принятии вариантов школьной формы;
4.2. обращаться с предложениями по внесению изменений в настоящее Положение;
4.3. организовать коллективное приобретение (пошив) школьной формы.
Родителя обязаны:
4.4. Контролировать внешний вид учащихся перед выходом в школу;
4.5. приобретать школьную форму до начала учебного года и по мере необходимости.