Здравствуйте, уважаемая редакция газеты "Северная заря"! Как я и обещал в предыдущем письме, пишу подробнее о перевозке леса Усть-Нерским автопарком.
Автопарк за свою бытность вывоз леса производил из многих мест. Возили из Митрея, Иньяли, Адычи - местность Бургали-2, Каменистого, Хандыги. Мне особо запомнилась вывозка с Каменистого. И этому уделялось большое внимание как со стороны руководства автопарка КИЗа, так и райисполкома и райкома партии.
На "Каменистом" ЛЗУ (лесозаготовительный участок) был для работников возведен поселок из местного материала - добротной лиственницы. Была построена котельная, и от неё в дома было проведено водяное отопление. Но, конечно, стояли и печки. Была своя баня. Мне неоднократно выпадал случай в ней париться. Была и дизельная электростанция, которая обеспечивала электроэнергией весь посёлок, а также пилораму, где шла распиловка "кругляка", доски, бруса разных размеров и др. Уже готовый материал увозили в Усть-Неру. Кроме этого была построена гостиница и оборудована всем необходимым для нормального проживания. Пол был покрыт ковровыми дорожками, выдавались тапочки. А также была оборудована столовая. Заведовала всем этим Вера Алексеевна Широкова, которая ныне проживает в п. Серебряные Ключи Тульской области. А какой для своих работников здесь пекли хлеб! Это словами не передать. Какой вкус и запах… Это что-то! И мне однажды посчастливилось этот хлеб доставлять работникам участка заготовки на р. Кур. Незабываемые ощущения и впечатления.
Посылаю для наглядности одну из фотографий поселка ЛЗУ "Каменистый". На переднем плане улица Нерская. Справа видна труба котельной (фото 1). Начальником ЛЗУ в ту пору был Никифор Матвеевич Сыч, которого все звали просто Матвеич. ЛЗУ относился к ЦВП КИЗа, начальником которого был Николай Андреевич Абдрашитов.
Так руководство, партийная и профсоюзная организации заботились о своих работниках. А для водителей по перевозке был выделен отдельный дом, где водитель мог отдохнуть, помыться, поесть и отремонтировать машину. Для помощи в ремонте водителям администрацией автопарка направлялись на период перевозки два автослесаря, а также необходимые запчасти. В основном рессоры и листы к ним, подрессорники, коренные и подкоренные листы, полуоси, "хвостовики" и даже редукторы в сборе, диски сцепления и другие, часто ломающиеся детали. А эл.сварка, которой было достаточно много, осуществлялась квалифицированным электросварщиком ЦВП.
Необходимо еще сказать, что для увеличения объема вывозимого леса водителям давалось задание - 9 рейсов проводились до Андыгычанского моста, т.е. не доезжая до Усть-Неры 71 км. Там были организованы приемка, выгрузка и складирование леса. А десятый рейс водитель делал в Усть-Неру, после чего проводилось обслуживание а/м и водителю давался "поощрительный" рейс в Магадан. Затем по тому же кольцу. А после, лес с "перевалки" мигом перевозился на ДОЦ Усть-Неры.
Посылаю вам фотографии "Мост через реку Андыгычан" (фото 2) и ЛЗУ "Каменистый", где я "угощаю" лошадей (фото 3), которые постоянно находились на этом участке. Предназначены они были, видимо, для работ летом, т.к. на таком "вездеходе" можно преодолеть любые непроходимые места для отметки на карте участка вырубки леса и установки "биржи". Зимой же они работу практически никакую не выполняли. И ходили себе спокойно без привязи, копытя корм. Все знают, что этим животным заготовка сена не нужна, а также теплые помещения.
Хочу еще добавить о заботе о простом труженике. Люди есть люди, и они, бывает, болеют, или ещё какие ЧП случаются. И для этого, и не только для этого, при ЛЗУ имелась связь с Усть-Нерой по рации. На "Каменистом" она также была с позывным "Лютня-2". В летний период, когда дороги нет, а медицинская помощь срочно нужна, связь была необходима.
Мне запомнился такой случай. Бульдозерист Володя Новиков, работая на бульдозере для расчистки дороги для зимника или подготовки площадки для "биржи", получил травму в кабине за рычагами. Сломанный конец лиственницы, проскользнувший через пол кабины бульдозера, проткнул ему живот. Травма серьезная и на месте ее не вылечить. По рации было срочно дано сообщение в Усть-Неру. И администрацией ЦВП немедленно был организован санрейс вертолетом. Травмированный был срочно доставлен в Усть-Неру в больницу, где ему сделали всё необходимое. И после выздоровления он вновь вернулся "в строй" к своим обязанностям.
Ещё раз хочу подчеркнуть о заботе, о простом рабочем человеке. Сейчас бы так, да и всегда.
С искренним уважением, Виктор ГРИГОРЬЕВ, п.Серебрянные Ключи Тульской области.
|