Итоги месячника психологического здоровья школьников
Здоровье… Главная ценность человеческой жизни. Как правило, выбирая друг другу пожелания, мы, в первую очередь, говорим о здоровье. Да, утверждаем мы: "Было бы здоровье, а остальное приложится!". На Крайнем Севере, на полюсе холода, оно приобрело особый, значимый смысл. Банально было бы утверждать, что наше здоровье - в наших руках. Тем не менее, это, действительно, так. Хотя, каждый выбирает для себя сам, что ему важнее.
Сегодня назрела необходимость говорить о психологическом здоровье. Учиться владеть собой - это трудно. Одной из главных составляющих здоровья, бесспорно, является семья. Счастье, когда в ней есть дети. Особенная радость, если их любят, не срывают на них свои взрослые неудачи и проблемы. Ребёнок, выросший в любви родителей, близких людей, никогда не будет плохим человеком.
В воспитании больше вопросов, чем ответов. Порой так трудно принять решение, не всегда знаешь, как поступить в той или иной ситуации, а этот процесс не знает отпуска и выходных. Мы продолжаемся в детях, находим частичку себя во внуках, порой повторяемся в них. Почему-то любят их немножко больше, чем детей. Мы, взрослые, живём по-разному: одни покупают квартиры, другие - дорогие машины, следующие стремятся отдыхать, путешествовать, а кто-то вкладывает в детей, в их образование, занятия, увлечения. За каждым своё право выбора.
Вновь хочется порадоваться за девочку, в которую родители, как и ещё в двух старших детей, щедро вкладывают. У школьницы достаточно времени на занятия спортом, танцами, хорошую учёбу. Хочу привести текст Благодарственного письма: "Выражаю Вам сердечную благодарность и признательность за достижение высоких результатов на V Международных спортивных играх "Дети Азии" в составе команды Республики Саха (Якутия), занявшей первое общекомандное место. Благодаря целеустремлённости, патриотизму, Вы показали блестящую борьбу, проявив настоящую волю к победе. Вы подарили нам чудесные, незабываемые мгновения… Ваши достижения - прекрасный пример для юных якутян. Я горжусь Вами и желаю крепкого физического здоровья, новых спортивных достижений во славу родной Якутии и всей России!". Эти прекрасные слова Президент Республики Саха (Якутия) Егор Афанасьевич Борисов адресовал Елизавете Ружицкой. Такое приветствие и слова благодарности, любовь родителей - гарант успешности ребёнка.
Мы говорим о психологическом здоровье. в первую очередь, детям его обеспечивают родители, семья, педагоги. Традиционно, два раза в год проводятся месячники психологического здоровья. И этот год не стал исключением: с 15 октября по 15 ноября в образовательных учреждениях Оймяконского улуса проведен плановый месячник психологического здоровья обучающихся. Основанием стали следующие нормативные документы: приказ Министерства образования РС(Я) №01-16/4556 от 3 октября 2012 года, Межведомственный план профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних на 2010-2012 гг. "Я выбираю жизнь" от 24.12.2009 года; приказ Управления образования № 148 о/д от 9 октября 2012 года.
Основной целью организации и проведения данных профилактических мероприятий является обеспечение реализации прав ребенка на создание необходимых условий для жизни, гармоничного развития как личности и гражданина для укрепления и сохранения психологического здоровья учащихся в образовательной среде. Ожидаемые результаты:
• системные организации досуга учащихся; • укрепление семейного союза неблагополучных семей, в которых воспитываются дети "группы риска"; • закрепление точек соприкосновений интересов, взглядов родителей и детей; • повышение самооценки у учащихся.
В рамках месячника учащихся с 5 по 11 классы охватили профилактической работой. Была проведена диагностика школьников. На основании ее результатов даны рекомендации педагогам и родителям по предупреждению психологических заболеваний у детей, профилактике суицидальных проявлений, развитию психических процессов обучающихся. Большое воспитательное значение имели проводимые классными руководителями социальные уроки, классные часы, беседы о вреде наркотиков, алкоголя, табака, занятия по коррекции взаимоотношений в коллективах.
Нужно отметить, что классные руководители особое внимание уделяют индивидуальной работе с детьми, которые нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и индивидуальном психолого-педагогическом подходе, семьям, находящимся в социально опасном положении. Ведётся папка индивидуальной профилактической работы с обучающимися, в которую внесены педагогическая характеристика ученика, дневник наблюдений, посещений на дому, социально-психологическая карта ребенка и справки проведенных работ. Большое внимание было уделено профилактике суицидального поведения среди обучающихся, основная работа была возложена на социальных педагогов и классных руководителей. Любое выявленное отклонение в поведении учащихся бралось на заметку и устранялось в тесном сотрудничестве с родителями.
В течение месячника в общеобразовательных учреждениях традиционно проводились методические семинары, педагогические советы, советы профилактики правонарушений среди обучающихся, заседания наркопостов, административные совещания школ, где решались совместные проблемы. Проведены мероприятия, направленные на гармонизацию социально-психологического микроклимата в педагогических коллективах, профилактику конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе, предупреждение насилия над обучающимися. Работа по месячнику проводилась в тесном контакте с администрациями школ, учителями и медицинскими работниками. К сожалению, по-прежнему остается проблема отсутствия психологов в большинстве образовательных учреждений.
Большое значение отводилось работе с родителями, поскольку семейные взаимоотношения играют одну из главных ролей при комфортном самочувствии обучающихся в школе. На протяжении месячника, каждую неделю проводились различные тренинги, опросы, анкетирования, собрания для родителей. Исследовалось поведение родителей и отношение подростков к ним. Анализ показал, что все мероприятия носят, в основном, просветительский, профилактический характер и направлены на формирование психологического здоровья как нравственной категории.
Положительные результаты реализации месячника психологического здоровья указывают на необходимость продолжения проведения здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях. В связи с этим, в следующем учебном году планируется организовать активное взаимодействие по направлению "педагог-ученик-родитель", доводить до сведения родителей динамику результатов и психолого-педагогического мониторинга здоровья детей, работать над повышением уровня индивидуальной ответственности родителей за здоровье своих детей.
Мы предлагаем продолжить мероприятия по формированию у обучающихся и воспитанников сознательного отношения к своему здоровью, усилить работу по психологическому оздоровлению и просвещению педагогов, как субъектов здоровьесберегающей образовательной среды. Верим, что не только ради мероприятий и не только в месячник будем думать о здоровье детей, самого ценного, что только есть.
Татьяна НИКОЛАЕВА, заведующая улусной методической службой Управления образования.
|