В Усть-Нерской средней школе им. И.Хоменко в рамках Декады психологического здоровья состоялось общешкольное родительское собрание "Роль семьи в воспитании личности". Одна из тем "Использование в речи ненормативной лексики".
НЕ секрет, что в недрах нашего могучего великого русского языка есть совершенно особый пласт речи. Это мат-язык, которого нет, но на котором многие говорят. Научное определение мата таково: "Употребление грубых, вульгарных ругательств есть сознательная замена эмоционально и стилистически нейтрального слова более грубым, пренебрежительным, заряженным эмоционально-экспрессивной оценкой, чаще негативной" (Агишева Г.).
В прямом, бранном значении мат означает пожелание смерти. Современный мат - это выражение эмоций гнева, удивления, потрясения, восторга.
В коммуникативной сфере мат чрезвычайно удобен как средство общения для малограмотных людей, сводя многообразие русского языка всего лишь к нескольким словам и производным от них. Такая упрощенность, "опущенность" языка соответствует упрощенной психической организации.
Мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов. Респонденты были разделены на 2 возрастные группы: первая - 24 школьника 1 класса, вторая - 20 учащихся 4 класса. Цель нашего исследования - определить место ненормативной лексики в жизни младших школьников. Надеемся, что результаты исследования заставили родителей задуматься и сделать правильные выводы.
Младший школьный возраст - возраст, когда закладываются основы формирования и развития базовой структуры личностных ценностей. Для детей такого возраста примером для подражания являются в первую очередь родители. Печальную картину представляет собой ответ на вопрос "Слышал ли ты маты от своих родителей?". 33 ребенка из 44 ответили положительно (75%).
Результаты анкетирования просто шокирующие: из 24 опрошенных первоклассников 9 (37,5%) употребляют в своей речи нецензурные слова, к 4 классу количество учащихся, довольно часто прибегающих к нецензурной лексике, катастрофически возросло (85%) - 17 учащихся из 20-и.
Нужно отметить что гендерных различий не существует: к матам прибегают как мальчики, так и девочки.
Основная масса респондентов определила нецензурные слова как оскорбление - 36 из 44 (82%), выражение обиды, ненависти - 13 (30%).
Определяя место нецензурных выражений в процессе коммуникации, 60% учащихся 4 класса указали, что прибегают к подобной лексике в приступе гнева, во время конфликтов. Также могут употребить среди сверстников на улице, в школе на перемене, даже на уроке (тихонько, когда что-то не получается). Около 25% школьников прибегают к матам просто так, по привычке.
Наши дети пока не позволяют себе выражаться в присутствии взрослых.
Но, к сожалению, бороться с матом путем запретов и наказаний совершенно бесполезно. Еще в XVII веке в истории России была попытка наказывать кнутом; боролась с этим злом и православная церковь, но безуспешно. Депутаты современной Госдумы уже рассмотрели закон "О русском языке как государственном языке РФ", согласно которому употребление оскорбительных и нецензурных слов будет караться солидным штрафом. Но будет ли результат?
Первоклассники наивно полагают, что можно совсем избавиться от этой дурной привычки, а учащиеся 4 класса не так категоричны: 20% считают, что избавиться невозможно, не получается.
Конечно, нецензурные слова не вредят физическому здоровью, как курение и наркомания, но очень обедняют наш язык, унижают нас, вредят духовному здоровью, здоровью наших детей. От нас, взрослых, зависит, будет ли у детей здоровое будущее.
К сожалению, это проблема не только нашей школы, но и общества в целом. Оглянитесь на себя, прислушайтесь к окружающим. Задумайтесь, не засоряйте свою речь, не проходите мимо!
Семира ФРАНЦУЗОВА, учитель начальных классов СОШ им. И. Хоменко.
|