30 октября мы отмечаем День памяти жертв политических репрессий.
Сколько их - загубленных душ? Говорят, что в последние годы интерес к истории сталинских лагерей, к литературе о том страшном времени значительно упал. Может так и должно быть, но только не в Якутии. Ведь история ГУЛАГа и история республики неразрывно связаны между собой. Не пыльные архивные папки, не толстые тома с перечнем дат и постановлений, а люди, живущие по соседству, прииски, где первое золото смешано с кровью, и дороги, построенные на костях. По Магаданской трассе - так говорят старики, - нельзя проезжать в шапке. Сколько здесь людей сгинуло, одному Богу известно. Это и есть прошлое нашего края. Строительство этой дороги имело большое значение, так как она связывала Колыму с Якутией.
11 ноября 1931 года вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) по вопросу освоения северо-востока страны. Через два дня Совет труда и обороны постановил организовать трест по промышленному и дорожному строительству в районе верхней Колымы и разработке недр с добычей и обработкой всех полезных ископаемых края. Трест получил сокращенное наименование "Дальстрой".
Своей деятельностью этот трест охватил территорию от Берингова пролива на востоке и до реки Лены на западе. Таким образом вся Восточная Якутия оказалась включенной в систему Дальстроя. Правительство страны решило осваивать этот регион, богатый полезными ископаемыми, но не было дороги, были только вьючные тропы.
Первоначальным пикетом будущей дороги обозначалось село Крест-Хальджай , а вскоре на берегу Алдана на двух столбах появилась надпись "Пристань Хандыга "Дальстроя" НКВД". Все началось не только с палаток изыскателей, но и в немалой степени с колючей проволоки, вышек и тюремных бараков. Ибо главной рабочей силой начавшегося строительства дороги были заключенные. Строительство Колымской трассы началось в 1932 году, в том же году в бухту Нагаево привезли первых заключенных из Забайкалья. Это были люди из зажиточных семей, труженики, которых называли кулаками. Они и были первыми строителями Колымской трассы. Дорогу строили подразделениями Дальстроя. Через каждые 10-12 км стояли лагеря. Заключенные жили в ужасающих условиях, работали по 12 часов в сутки. Размах и беспредел сталинских репрессий не имел границ. Возраст подсудимых был от 12 лет и без ограничений. Ситуация усугублялась тем, что технически и физически очень сложные работы выполнялись практически вручную, в адских условиях ГУЛАГа. А в отвесную стену 500-метрового "Черного прижима", высекая в нем полку дороги, заключенные вгрызались взрывчаткой и кайлами целый год. На Магаданской трассе, печально знаменитой "дороге смерти", десятки тысяч репрессированных погибли от непосильного труда.
Для прокладки одного километра автодороги требовалось не менее 20-ти тысяч кубометров отсыпки. Многие не выдерживали жестокости и нечеловеческих условий: голод, холод, вши, болезни, беззаконие не щадили человеческих жизней, за сутки умирало 20-25 и более человек, навсегда оставшихся погребенными под камнями дорожного полотна или в заброшенных холмиках могил вдоль трассы, где сохранились остатки лагерей системы Дальстроя НКВД СССР до наших дней.
От Магадана тыщу верст На Север тянется погост, Нет в мире кладбища длинней- По всей дороге хруст костей… Остановите хоть на миг Поток машин, я слышу крик, Из-под колес несется он, Верней не крик, а слабый стон, Кричать устали мертвецы… Простите братцы и отцы, И после смерти вам опять Мы не даем спокойно спать.
Магаданская трасса… Это маленькая крупица в системе ГУЛАГа, которая вертела, крутила колесо истории, а в нем миллионы людей. На территории Якутии располагалось более 100 лагерей. Места их постоянно менялись, особенно небольших. А сколько же их было на всей территории СССР? Посмотрев на карту страны, можно сказать, что страна ГУЛАГ была в стране Советов. В состав главного управления лагерей входило 252 управления. В 1928 году содержалось в лагерях 30 000 заключенных, в 1953 году - около 12-и миллионов человек. До войны, по мнению Роя Медведева, в лагерях погибло 90% заключенных.
Через Якутию шел самый большой лагерь-трест Дальстрой, организованный в 1932 году. Историк Рой Медведев (у него отец погиб в Магадане) считает, что "Дальстрой" забрал 2,5 миллиона политзаключенных. В те страшные времена сажали за три колоска, за килограмм украденной картошки. За какие-то мелкие прегрешения давали от 10 до 25 лет заключения. Десятилетиями применялся труд заключенных.
За эти годы в тяжелейших северных условиях трудом лагерных рабочих, среди которых находилось много незаконно репрессированных по политическим и идеологическим мотивам, из миллионов кубометров горной массы были извлечены тонны золота, построены сотни километров автодорог, жилого и промышленного фонда.
По амнистии, объявленной после смерти И.В. Сталина, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года из 145 640 человек подлежали освобождению из лагерей Дальстроя 50 793 человека, т.е. оставалось 94 847 заключенных. Такое массовое освобождение заключенных создало для предприятий Дальстроя серьезные проблемы с рабочей силой.
К 1956 году Дальстрой перевел на вольнонаемный труд более 60% предприятий, не амнистированные лагерники находились в местах прежнего содержания, обзавелись семьями, остались здесь до конца своей жизни.
По архивным материалам музея подготовила Светлана ЗАКУСИЛО, директор Усть-Нерского краеведческого музея. Фото предоставлено бывшим узником лагеря "Аляскитовый" Ю. Л. Фидельгольцем. На фото: Обогатительная фабрика рудного комбината "Аляскитовый". Здесь трудились в две смены (днем и ночью) заключенные особого лагеря "Берлаг", осужденные по 58-й статье УК. Колымский комбинат "Аляскитовый” добывал вольфрамовую руду. Комбинат завершал дорогу от Магадана до Усть-Неры.
|