Под колесами - Колымская трасса. Даже на самых, казалось бы, ровных участках, опытные водители не развивают предельную скорость.
"Баранку” может крутить любой, закончивший курсы, а работать постоянно в экстремальных условиях и не совершать аварий дано только водителям экстра-класса. К таким относится и наш юбиляр - Николай Николаевич Трункин. 3 мая ему исполнилось 55 лет.
Пополнив ряды заслуженных пенсионеров, он не может представить себя сидящим на лавочке. Его неуемная и деятельная натура привела сюда, в край, где особенно яркие звезды, где самые свирепые морозы и где живут добрые, отзывчивые люди. Родина Николая Николаевича - благодатный Алтай, житница Сибири, край тучных пашен и прекрасных садов.
В 4-летнем возрасте его привезли в Казахстан, в г. Семипалатинск. Так что вся юность связана с разговорами о космосе, так как их город находился совсем близко от стартовой ракетной площадки.
После Семипалатинска семья переехала в г. Петропавловск, расположенный на той же казахской земле. В этом городе была автошкола, которая имела свою большую автобазу, поэтому до обеда были часы учебы, а после обеда - работа автослесарем…
Школа закончена, на горизонте - армия. Служить пришлось в Германии, в городе Шенвальдэ, буквально в 2-х километрах от Берлина и берлинской стены. Служба в химических войсках прошла спокойно, представилась возможность посмотреть заграничную жизнь, где все делалось с немецкой педантичностью.
Вскоре после окончания службы умер самый дорогой человек - мама. Нужно было начинать жизнь без поддержки, надеясь в этом мире только на себя.
Закончив службу, друзья разъехались кто куда, многие остановили свой выбор на стройке века - БАМе. А четыре друга приехали сюда, в край лиственниц и нехоженых троп.
Приехав в Усть-Неру в ноябре, одетый по-материковски, он всю жизнь вспоминает старателя, который поменял его легкие сапожки на ботинки из конского камуса. Без них бывшему солдату пришлось бы трудновато.
Всех четверых друзей приняли в ЦРММ (Центральные ремонтно-механические мастерские) такелажниками. Начальником цеха был Иван Прокопьевич Присяжнюк, который сначала присматривался к новому пополнению, чтобы определить их дальнейшую профессию.
Такелажник - работа на первое время, захотелось работать по специальности. И такой случай представился - был принят в ДОСААФ инструктором по вождению. Здесь пригодилась служба в армии водителем, да и командирские советы оказались не лишними.
- В то время, в 80-е годы, стало модным учиться на курсах водителей не только мужчинам, но и многие женщины кинулись наверстывать упущенное, - вспоминает мой собеседник. - Уже можно было встать на очередь на автомобиль. На улицах Усть-Неры женщина за рулем стала нередкостью. Поэтому работы было очень много, учитывая, что обучение женского контингента имеет и свои трудности.
Осенью 1980 года состоялось знакомство с будущей женой Ириной, коренной якутянкой. Закончив Хабаровский технологический техникум, она по распределению была направлена заведующей химчисткой, которая находилась в то время (старожилы помнят) на улице Советская.
Таким образом, судьба свела двух "химиков". Молодой муж устроился в ЦВП (цех вспомогательного производства), где молодым предоставили комнату в бараке. Практически все молодые семьи в поселке начинали совместную жизнь с такой малой жилплощади.
На своем КамАЗе Николай Николаевич побывал в таких удаленных уголках Якутии как Невер, Беркакит, Чульман. А рейсы в Магадан и Якутск для наших водителей-дальнобойщиков - дело святое.
В зимний период, когда реки сковывает мороз, грузы перевозили в Хандыгу, на имеющиеся там склады, а летом все это доставлялось по приискам.
Самое сложное время, когда переправы официально уже закрыты, а машины любой ценой должны быть доставлены домой. В таких поездках часто приходилось ехать в залитых водой кабинах, двери держали открытыми на случай непредвиденных ситуаций. Как в войну на дороге жизни по Ладоге. Тогда ходила присказка: "Если водители ЦВП прошли, значит, за ними идет караван".
У нашего юбиляра в трудовой книжке - записи нескольких организаций: ЦРММ, ЦВП, УМП, ОАО "Сарылах-Сурьма". Гараж, в котором он сейчас работает, ранее принадлежал ГОКу "Индигирзолото", со сменой хозяев он переходил неоднократно в разные организации. Получилось так, что со сменой вывески для Николая Николаевича ничего не менялось. 30 лет его путь на работу проходит по одной и той же дороге. За это время менялись не только хозяева, но и сменилось не одно поколение водителей. Вот и сын Николай уже имеет свою семью. Бабушка с дедушкой обожают свою внучку, конечно, как и полагается, балуя ее. Но маленький человек платит им также своей любовью.
Есть у Николая Николаевича интересное хобби, в его коллекции - 600 пачек сигарет. Надо отметить, что все они в фабричной упаковке. Увлечение давнее, когда был заядлым курильщиком. Уже много лет с пагубной привычкой покончено, и полка, где расставлены эти раритеты, напоминает о том, как бывая в отпуске, на каждой железнодорожной станции бежал в киоски. Поэтому здесь собраны уникальные экземпляры.
Охота, рыбалка, теплица, грибы, ягоды - семейные увлечения, которые объединяют супругов, справивших 30-летний юбилей совместной жизни. Это было 11 апреля 2011 года. В этот день Николай Николаевич был в рейсе. Обычное дело для водителя.
Поздравляя Николая Николаевича с юбилеем, желаем доброго здоровья, гладких дорог и тепла во все времена года!
Валентина КУЛИКОВА.
|