Одна из удивительных историй, которую рассказали преподаватель музыкальной школы Л. Мадорский и профессор музыкальной академии им. Гнесиных А. Зак.
Педагогические теории далеко не всегда кажутся очевидными. Особенно, если говорить о теориях, так или иначе связанных с музыкальным воспитанием. На наш взгляд, это происходит потому, что благотворное влияние правильного музыкального воспитания не так заметно, как влияние воспитания физического или, скажем, трудового. Не так заметно и трудно измеримо. Например, практически невозможно доказать, что ребенок, полюбивший классическую музыку, становится добрее, обладает более тонкой духовной организацией. Способен в большей степени, чем ребенок, музыкального воспитания лишенный, к сочувствию, милосердию, состраданию, к тому, чтобы почувствовать боль другого человека.
Примерно так же обстоит дело с мнением ученых о том, что дети, которые слушали классическую музыку еще до рождения, лучше развиваются физически, более продвинуты интеллектуально, легче обучаемы. Впрочем, последнюю теорию в какой-то мере подтверждает эта удивительная, почти невероятная история. Ее рассказала хорошая знакомая, не доверять которой нет оснований.
Виолончелистку Ирину Кулешову (фамилия и имя по ее просьбе изменены) знаю со студенческих лет. Она училась в институте им. Гнесиных, что бывает не часто, на двух факультетах – струнном и композиторском. Подавала как виолончелистка большие надежды, могла стать солисткой, но не получилось. С момента окончания института и до сих пор она работает педагогом музыкальной школы. В молодости Ирина пыталась сочинять музыку, даже написала симфонию и концерт для виолончели с оркестром. Но, кроме нескольких небольших пьес для виолончели, опубликовать ей ничего не удалось. Потом пошли семья, дети (у Ирины трое детей, два мальчика и девочка) и мечты юности стать композитором так и остались мечтами.
Своего старшего сына, Вову, Ирина начала учить музыке с пяти лет. Сначала учила на виолончели сама. Потом отдала в музыкальную школу по классу фортепиано. Однажды, когда Вове исполнилось десять лет, Ирина услышала, как он наигрывает мелодию, которая что-то ей напоминала. Что-то давно забытое из прошлого.
- Что это за мелодия? – спросила она сына. – Где ты ее слышал?
- Я не знаю.
- Как это не знаешь? Такого не может быть.
- Ну, честное слово не знаю. Почему-то она пришла мне в голову.
Ирина мучительно вспоминала, откуда она сама знает мелодию, которую играл сын. Даже ночью долго не могла уснуть. И, наконец, вспомнила. Это была главная тема концерта для виолончели, который Ирина писала как дипломную работу при окончании композиторского факультета. Вспомнила и другое. В то время она была на шестом месяце беременности и часто играла эту тему дома. Самое любопытное было то, что эту мелодию позже она заменила на другую и никогда больше ее не исполняла. Даже рукописные ноты при переезде куда-то затерялись. Вывод напрашивается один: Вова мог услышать эту мелодию только, находясь еще в утробе мамы.
Услышав от Ирины эту историю, мы новыми глазами взглянули на открытие, сделанное в начале 80-х годов прошлого века врачом-педиатром, доктором медицинских наук М.Г. Лазаревым. Врач утверждал, что ребенок еще в дородовой период положительно реагирует на классическую музыку. Метод Лазарева прост и доступен для любой мамы после 16 недель беременности, когда между нею и будущим ребенком устанавливаются контакт и понимание. Достаточно несколько раз в день на 5-7 минут приложить к животу наушники, через которые самый юный слушатель будет получать удовольствие от тихой, мелодичной, лучше всего, классической музыки.
Надежда ТКАЧЕНКО, музыкальный руководитель детского сада № 36 «Березка».
п. Усть-Нера
|