В каждой науке ровно столько истины, сколько в ней математики. И. Кант.
Подтверждая слова известного философа, следует сказать, что математика является царицей всех наук. Но и сама она служит верой и правдой всем наукам.
Развитие математики как науки всегда имело, имеет и будет иметь огромное значение для продвижения научно-технического прогресса на Земле. Мощные темпы развития современной техники стимулируют развитие научных исследований, ставят перед учёными всё новые, более сложные математические задачи. В условиях современного общества именно математика и физика создают фундамент для воспитания молодого поколения будущего. От качества математического образования во многом зависит качество образования в целом. Главную идею можно сформулировать достаточно ясно: если мы хотим воспитать молодое поколение людей, способное адекватно отвечать вызовам времени, мы должны создать условия для качественного математического и естественнонаучного образования. Данная проблема стала предметом обсуждения 25-27 февраля на базе Томторской СОШ имени Н.М. Заболоцкого и Томторского детского сада №24 "Кэскил", муниципальных образований: "Ючюгейский наслег", "Борогонский 2-й наслег", "Сордоннохский наслег", "Борогонский 1-й наслег" в рамках февральского совещания работников образования Оймяконского улуса. Тема - "Проблемы и перспективы математического образования детей Оймяконского улуса".
Февральское совещание работников образования Оймяконского улуса 2011 года проводилось: - в целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", - во исполнение рекомендаций республиканского январского совещания по теме: "Физико-математическое образование школьников в современном обществе: проблемы и перспективы", - для эффективного использования ресурсов математического и естественно-научного образования в формировании молодого поколения Оймяконского улуса.
Участники совещания готовили либо открытое занятие, либо выступление. Тема, определённая республиканским январским совещанием, заинтересовала педагогов нашего улуса.
В рамках совещания были запланированы и успешно проведены следующие мероприятия: - серия занятий в дошкольных группах; - блок открытых уроков; - выступления педагогов на пленарном совещании; - заседания трёх предметных методических объединений: педагогов дошкольного образования, учителей физико-математических предметных областей; естественнонаучного цикла; - заседание Совета директоров; - общие собрания родителей детей дошкольного и школьного возраста (прошли в каждом наслеге).
26 февраля проведено пленарное совещание на базе Томторской школы. С основным докладом по теме: "Проблемы и перспективы математического образования детей Оймяконского улуса" выступила начальник Управления образования М.А. Шеленговская. В обсуждении доклада приняли участие 14 педагогов. Развитие логического мышления необходимо начинать с дошкольного возраста, поэтому обсуждение данной проблемы начали педагоги дошкольных образовательных учреждений: Н.Ю. Емлютина, заведующая Усть-Нерским детским садом №1 "Петушок"; А.В. Панькова, методист по дошкольному образованию Управления образования. Продолжили разговор учителя начального звена А.В. Луковцева, учитель начальных классов Томторской СОШ говорила о роли начальной ступени обучения в математическом образовании школьников. Важно было отметить, как работа по математическому образованию поставлена в рамках предметных методических объединений и профессиональных сообществ. Н.М. Андреева, учитель математики Томторской СОШ, руководитель предметного МО учителей математики, физики, информатики, своё выступление посвятила работе по данному направлению. Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ является своего рода экзаменом и для учителей. Опытом своей работы поделились учителя-предметники: Е.И. Луковцев, учитель математики Оймяконской СОШ; Т.Н. Кугай, учитель математики Усть-Нерской СОШ имени И.Хоменко; А.И. Местникова, учитель математики Терютской СОШ имени Г.А. Кривошапкина, рассказала о перспективах развития индивидуальных учебных планов малокомплектных школ; А.А. Егоров, учитель математики Ючюгейской СОШ, окончивший курсы повышения квалификации в городе Якутске, для своих коллег провёл семинар по проблемам математического образования; Н.В. Бахарева, директор Усть-Нерской гимназии, поделилась опытом работы по профильному обучению, говорила о сотрудничестве с Томским университетом по подготовке специалистов информационных технологий. Выступление А.П. Егоровой, заместителя директора по УВР Томторской школы, с анализом диагностики учебной деятельности учащихся вызвало интерес у участников совещания. Антонина Прокопьевна проанализировала качество преподавания математики, назвала проблему прохождения фундаментальных курсов повышения квалификации по предмету. Не менее значимым в образовании является и преподавание естественных наук. О результатах работы методического объединения учителей естественного цикла доложили М.Ф. Осипова, учитель химии Томторской средней школы; К.В. Ежов, учитель химии Усть-Нерской гимназии. Участники совещания, обсудив проблемы развития логического мышления у детей дошкольного возраста, перспективы физико-математического, естественно-научного образования детей Оймяконского улуса, определили следующие целевые ориентиры: повышение качества базового математического естественно-научного образования в системе общего и профессионального образования; создание условий для усиления практической направленности физико-математического образования и естественно-научного образования; развитие системы работы с одарёнными детьми с использованием технологий индивидуального обучения; целенаправленная профориентация на специальности технического профиля. Исходя из вышеизложенного, участники совещания выдали свои рекомендации.
Методическому отделу: совершенствовать систему курсов повышения квалификации с привлечением ведущих учёных и специалистов республиканского уровня; обеспечить прохождение фундаментальных курсов повышения квалификации учителей физико-математического и естественного цикла; организовать и провести улусный научно-практический семинар на базе Ючюгейская средней школы; содействовать проведению научно-образовательной экспедиции "Тропа предков" при участии научных сотрудников института биологических проблем Севера, института математики и информатики.
Отделу мониторинга и развития образования было рекомендовано: организовать постоянно действующую весенне-осеннюю каникулярную физико-математическую школу для способных и одарённых обучающихся на базе Ючюгейской СОШ в течение текущего учебного года, постоянно действующую летнюю каникулярную школу на базе оздоровительного лагеря "Дети Оймяконья"; контролировать преемственность образовательных и учебных программ между дошкольным и начальным образованием; обеспечить равные стартовые возможности для детей дошкольного возраста на этапе подготовки к обучению в школе и младшего школьного возраста при переходе во вторую ступень обучения; создать банк данных одарённых и способных детей по физико-математическому направлению.
Руководителям образовательных учреждений участники совещания рекомендовали: внедрить инновационные модели организации физико-математического, естественно-научного образования, новые методики и технологии обучения физике, математике, информатике с учётом уровней и профилей обучения, включая внеурочную деятельность школьников (развивающие кружки, элективные курсы); обеспечить повышение качества преподавания физико-математического и естественного образования; проводить контрольные срезы, усилить внутришкольный контроль; совершенствовать деятельность научно-исследовательского лагеря "Мы - будущее Оймяконья" как одну из форм и эффективных методов работы с одарёнными детьми; отражать в СМИ и популяризировать деятельность образовательных учреждений по физико-математическому и естественно-научному обучению.
По принятым рекомендациям разработаны планы мероприятий, над которыми педагоги будут работать. Более подробную информацию о проведённых мероприятиях предоставят специалисты в следующих номерах газеты.
Татьяна НИКОЛАЕВА, заведующая методическим отделом Управления образования.
|