Прошлый год прошел под эгидой Года учителя. несмотря на то, что он завершился, мы публикуем сегодня эссе учителей Оймяконья на тему "Какой он, современный педагог?”.
Итак, давайте узнаем, какими они видят себя в современном обществе.
Прокопий Анатольевич Тимофеев, учитель химии Ючюгейской средней общеобразовательной школы, победитель в номинации "Педагогический дебют", абсолютный победитель на Грант главы МО "Оймяконский улус (район)" "Лучший педагог года Оймяконского улуса 2010".
Каким должен быть современный учитель? Понятие "современный учитель" не ограничивается какими-либо рамками. Но во все времена учитель для людей - это особенный человек, пример для своих учеников на всю жизнь.
Мне хотелось бы процитировать слова выдающегося педагога Адольфа Дистервега: "Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель".
Современный учитель, прежде всего, должен не только учить детей своему предмету, нести большой багаж знаний, но и быть партнером, соучастником и, наконец, другом, понимающим детские проблемы. Я, как классный руководитель, стараюсь строить доверительные отношения со своими детьми, ведь только в доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности. Кроме того учитель должен нести высокую культуру, т.е. быть культурным внешне и внутренне, придерживаться здорового образа жизни, постоянно находиться в творческом поиске.
В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика. Современный учитель - человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Оксана Васильевна КОЧЕТКОВА, педагог-психолог Усть-Нерской гимназии, победитель в номинации "Педагог-лидер".
Профессия учителя всегда была одной из сложнейших в мире. Во все времена учитель для людей - это особенный человек. Многие дети мечтают стать учителями, быть похожими на своих любимых преподавателей, классных руководителей, тренеров. Ведь эти люди являются их кумирами. Но дети вырастают и по стопам своих учителей идут единицы, потому что на выбор будущей профессии влияет множество факторов, в том числе и сложность работы, и низкий материальный стимул.
Учитель - это не только носитель какой-то информации по своему предмету, а создатель условий для самореализации детей, свободы творчества, возможности применить неординарное мышление. Ведь человека с оригинальным мышлением легче всего заметить в детстве и в этот период дать развиться его способностям.
Понятие "современный учитель" не ограничивается какими-либо рамками. Умение отойти от многовековых теорий и малозначимых фактов, умение пошутить, разрядить обстановку, посмеяться вместе с классом над сложившейся забавной ситуацией, но никак не над учениками - очень важные качества современного учителя.
Я считаю, что живу во "времена трудных подростков". Нередко у ребенка с неокрепшей психикой из-за влияния интернета и телевидения понятие "трудный подросток" ассоциируется с индивидуальностью, авторитетом у сверстников и воздыханием толпы. Стремясь к индивидуализации, подростки теряют себя, становятся толпой, продолжая кричать, что они не такие, как все. Поэтому в настоящее время современный учитель должен обладать не только глубокими знаниями возрастной психологии, но и умением видеть пути решения психологических проблем учащихся.
Современные ученики предъявляют большие требования к таким профессиональным качествам учителя, как эрудиция, информированность, прогрессивность взглядов и идей, способность вести интересные уроки, создать ситуацию успеха для учащихся. Мой современный учитель должен любить свою работу и детей. Без этого никак. Нельзя быть учителем без таких качеств, как отзывчивость, неравнодушие к чужой жизни, справедливость.
В заключение хотелось бы сказать, что всегда самым главным для учителя оставалось уважение к себе и окружающим, ведь без чёткого позиционирования себя как старшего и умудренного опытом невозможно добиться авторитета у подопечных, а без должного уважения к детям невозможно общаться на равных.
Наталья Васильевна КОРЯКИНА, учитель биологии Томторской средней общеобразовательной школы им. Н.М. Заболоцкого, победитель в номинации "Педагог-новатор-исследователь".
В моём понимании современный учитель - это тот учитель, который не "отстает от жизни", не боится применять прогрессивные методики, новые технологии в преподавании своего предмета. Многие сходятся во мнении: в школе должен работать "просто хороший учитель". Хороший учитель. Что мы вкладываем в это понятие? Прежде всего, видимо, профессиональное исполнение своих обязанностей. Показателем качества педагогического труда должен быть уровень сформированности, развитости и воспитанности личности, который достигнут в результате педагогического воздействия на учеников.
Учитель, что бы он не преподавал, должен учить главному предмету - постижению смысла жизни и подлинного человеческого счастья. Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда тоже. Суть деятельности педагога - творчество, исследование. Успешная работа сегодня не даёт никакой гарантии, что завтра она будет такой же. Ибо завтра - новое испытание.
Какими же качествами необходимо обладать учителю? Одним из основных можно назвать честность. "Жить честно,- говорил Л.Н.Толстой,- это рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться". Да, "вечно бороться и метаться"- наша учительская судьба.
Подготовила Елена САФИНА, методист Управления образования (Окончание следует).
|