Вторник, 21.05.2024, 00:21
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории
Новости [616]
Местное самоуправление [213]
Промышленность, транспорт, связь, энергетика [100]
Национальный проект "Образование" [163]
Национальный проект "Здоровье" [28]
Национальный проект "Развитие АПК" [39]
Закон и порядок [100]
ЖКХ [48]
Социум [765]
Культура [181]
Природа и мы [47]
Молодёжь - наше будущее [97]
Ветеран [8]
Спорт и ЗОЖ [137]
Истории [99]
Письма читателей [281]
Конкурсы редакции [34]
Творчество читателей [55]
Взгляд в прошлое [16]
Утрата [2]
Опросы "СЗ"
Как часто вы посещаете сайт "Северки"?
Всего ответов: 180
Поиск
Статистика
Яндекс.Метрика
Отзывы с форума
  • адрес архива пенсионного фонда ? (3)
  • ФОТКИ ДЕТСТВА (1)
  • Обсуждение новостей (1)
  • Что случилось с интернетом сахателекома? (1)
  • Новый дизайн "Северной зари" (3)
  • 3 апреля День геолога! (1)
  • Для тех, кто жил в Усть-Нере (1)
  • Ищу тебя (9)
  • По дизайну (7)
  • Легенды ночных стражей (1)
  • Главная » 2012 » Сентябрь » 29 » Имена и легенды урочищ Тарынского и Терютского наслегов
    12:15
    Имена и легенды урочищ Тарынского и Терютского наслегов
    В 2005 году члены краеведческого клуба "Ыллык" начали исследование  топонимики и изучение легенд Тарынского и Терютского наслегов. История их богата, сложна, даже трагична. Испокон веков эти местности населяли юкагиры, затем пришли эвены. Старые названия сохранились, в основном, в названиях рек. Многие исконные названия переименованы на якутский лад, часть из них заимствована из русского языка. 

    Терютский наслег расположен в слиянии рек Индигирка и Эльги,  в 120 км от  районного центра п. Усть-Нера.  Территория - 5880 кв. км.  Население - около 400 человек.  Прежние названия Терютского наслега - Сербе, Икки Ампар.
      
    Ныне исчезнувший Тарын-Юряхский наслег был одним из старейших в улусе.  В 1832 г. в Тарын- Юряхе родился именитый купец и меценат Н.О.Кривошапкин. В 1908 г. здесь увидел свет Г.А. Кривошапкин, знатный коневод колхоза "Красная звезда" (Терють), Герой Социалистического труда. Он по отцовской линии - племянник купца-мецената Н.О.Кривошапкина, а по материнской - родственник одного из основателей якутской письменности Н.Д. Неустроева. В 30-е годы в наслеге проживало около 70-и семей.

    В 1965 г., под натиском золотодобычи, перестал существовать Тарын-Юряхский наслег. Под промышленное освоение были изъяты огромные территории. Многим якутам пришлось бросить земли предков и переселиться: кто уехал  в Терють, кто - в Оймякон, а кто - в соседнюю Мому. Некогда урожайные сенокосы и пастбища были заброшены, исчезло оленеводство.  Трагична судьба местных эвенов, они как народ стали на путь  вымирания: нет оленя, нет - и эвена.

    С 1937 г. открывается страшная страница истории этих мест - ГУЛАГ на Индигирке, куда направляли заключенных в качестве дешевой рабочей силы. Большинство лагерей (их было более 30) располагалось вокруг маленького села Терють. Жители не понаслышке знали страшное слово "беглец".  Многие спецпереселенцы переженились на местных. Это были люди, попавшие в лагеря по воле случая. Такими были белорусский партизан Антон Давлюд, фронтовик  грузин Константин Чачуа и многие другие, достойные сыновья  Украины, Узбекистана, российских сел и городов. Их потомки сегодня составляют знатные семейства  с. Терют.

    Нами изучено около 60-и названий урочищ Тарынского и Терютского наслегов. Сведения добывали по крупицам: по рассказам местных старожилов, перечитывали в районных газетах статьи местных краеведов. Много открыли для себя из работ Петра Атласова-Эльгинского, Сергея Егорова, Афанасия Гермогенова (ГАС). Использовали труды Багдарын Сюлбе, Сэсэн Боло, Тамары Васильевой. Большую помощь оказал Афанасий Крылов, руководитель краеведческого музея  с. Терют. Он ознакомил нас с названиями урочищ Тарына  и Терюти, предоставил карты с указанием их хозяев, изготовленные собственноручно. Мы благодарны также ветеранам села Ульяне Кононовне Крыловой, Ульяне Иннокентьевне Слепцовой за поддержку и участие в наших начинаниях.

    Хотим внести свой скромный вклад в изучение топонимики наслегов улуса.  Надеемся, что наша работа поможет тем, кто интересуется историей своей родины. Представляем вниманию читателей словарь некоторых топонимов Тарынского и Терютского наслегов, как некоторый итог работы краеведческого кружка "Ыллык".

    Словарь названий урочищ Тарынского и Терютского наслегов:

    Топонимы, связанные с направлениями сторон света

    Орто Алы  - алы (як.) означает  низменный луг, долину,  заросшую тальником или ерником. "Орто”  указывает направление (середина или  между). Урочище расположено на левом берегу р. Индигирка. Орто Алы - родовое гнездо знатного купца-мецената Н.О. Кривошапкина. Находится в 1,5 км вниз от р. Тарын-Юрях. Здесь, говорят,  похоронена шаманка Бордулах, от нее происходит  знаменитый род Кривошапкиных. Говорят, люди слышали грохот бубна  шаманки, если умирал кто-то из ее рода.  Здесь также родился единственный Герой Социалистического Труда из Оймяконья Герасим  Кривошапкин. 

    Топонимы, связанные с собственными именами

    Терють (як.) - исток ручья, реки; родная сторона; развилка дорог; село расположено в слиянии рек Индигирки и Эльги. Прежние названия - Сербе, Икки Ампар.

    Рассказывают  местную легенду, как люди поселились в этих краях. В давние времена,  когда первые якуты проникали в Оймякон, шли старик со старухой, впрягшись в сани. Старуха была известная шаманка Бордулах из Байагантайского рода. Старик обессилел в пути. Старуха усадила его в сани, укутала и велела не оглядываться. Старику показалось, что он летит, и он оглянулся. Видит,  его старуха обратилась в медведя (в некоторых вариантах в волка) и тянет сани. Увидела старуха, что старик на нее смотрит,  и силы ее иссякли.  От них,  говорят,  происходит известный род Кривошапкиных на Тарыне.

    Оймякон - hэйум  (эвен.)- полынья, водоем, не замерзающий зимой. "hейум" в форме  эйюме заимствован якутским языком. До прихода якутов эти земли принадлежали юкагирам и эвенам (тунгусам). До революции на территории улуса кочевали мямяльский, тюгясирский, годниканский роды. Словом "Оймякон" называется село, улус, впадина и плоскогорье. 

    Топонимы, связанные с местными событиями

    Кеге  Ыйабыт - кеге (як.) означает кукушка, ыйабыт - вешать. В старину кукушка считалась священной птицей шамана. Останки птицы обычно вешали на ветви деревьев. Рассказывают такой случай: один человек шел из той местности и вдруг услышал, как  по-человечески прокаркал ворон. Мол, если дойдешь домой до 12 ч. дня, то станешь великим шаманом, твои родные будут жить в достатке. А если опоздаешь, то похоронишь девять  жизней. Тот человек опоздал к назначенному сроку и застрелился, оставив записку (рассказал М.Н. Кондаков).

    Кылыйбыт - кылыы (як.) - прыжки. У якутов популярны национальные игры, в том числе кылыы. Если выдавалась свободная минутка,  молодежь забавлялась такими играми, мерялась силой, ловкостью, прыгучестью.

    Местность находится недалеко от п. Артык. Здесь проживала многодетная семья якута Березкина. В 1939 г. началось строительство дороги,  и семья вынуждена была переехать в местность Чубукулах, близ   с. Томтор.

    Кенери - при болезни носоглотки оленя исходит  вонючий  запах. Рассказывают, что в этой местности на работника-ямщика (перевозка почты) Николая Винокурова (Булдьака) напали беглецы-заключенные и проломили череп топором. Днем он их накормил, а ночью они на него  напали. Еле живого доставили в Усть-Неру, где его оперировал ссыльный врач-хирург З.А. Кавукчян, и тем самым спас его. Кавукчян затем был направлен на работу на прииск им. Покрышкина (Нелькан).

    Зоотопонимы

    Сордах - суор (як.) - ворон. Аффикс  -даах имеет значение обладания чем-либо (кем-либо). "Сордах” переводится как местность, где водятся вороны. Ворон также почитается якутами. Это священная птица шамана.

    Чычах харага - чычах (як.) означает птичка, харах - глаз, око. Дословно - птичий глаз. Местность небольшая, напоминает по очертаниям птичий глаз. Здесь раньше проживала семья Дмитрия Неустроева. К ним однажды постучали беглецы с приисков. В неравной драке на помощь отцу пришел младший сын. Одного беглеца он ранил в живот, который умер от ран, остальных поймали.

    Быйыттах - быйыт (як.) - ленок. Ручей, куда выходит ленок на нерест. Здесь, по преданиям, похоронен шаман. Первая с/х артель "Красная звезда" была образована здесь. На этом участке до сих пор содержат скот. По нему проходит дорога на Усть-Неру.

    Алысардах - алысар (як.) означает окунь. Дословно, озеро, богатое окунями. В древних сказаниях обычно шаманки превращаются в окуня. Раньше здесь проходил почтовый тракт на с. Оймякон. Почту перевозили на оленях.

    Эсэлэх (эгелях) - эсэ (як.) означает медведь. Дословно - местность, где водятся медведи. Раньше на участке "Эсэлэх" селили спецпереселенцев, они заготавливали бревна и переплавляли плоты для постройки п. Усть-Нера.

    Фитотопонимы

    Оттох - от (як.) - трава, сено. Дословно, богатое травой угодье. В этом урочище была образована первая коммуна. Председателем был Петр Яковлевич Слепцов-Танасап.

    Хатын Буом - хатын (як.) -  береза, буом (як.) - труднопроходимое, тесное место. Здесь сохранилась восьмиугольная поварня, которая построена без единого гвоздя.

    Производственные топонимы

    Сайылык - это летнее жилище якутов. Раньше этот участок был прикреплен к прииску "Нелькан". Здесь были фельдшерский пункт, магазин, ферма, теплица, огороды.

    Отор -  осеннее пастбище. На  участке Отор содержали свиней, лисиц-чернобурок, скот. Долгое время здесь проживала семья  Михаила Березкина. Дети пешком ходили в школу в с. Терють, в 3-х верстах от Отора. Говорят, раньше  здесь  был пост охранников,  чтобы задерживать беглых. На ближайших участках заключенные заготавливали бревна для приисков.

    Хоболох - хобо (як.) - колокольчик. Обычно привязывают на шею головному оленю упряжки. В годы войны по тракту Хоболох - Терють на оленьей упряжке возили почту. Теперь в этой местности стоит участок "Бадран". Недалеко расположен участок Селерикан, где якуты держали скот и лошадей. Это урочище рода Атласовых, отца журналиста Петра Атласова-Эльгинского.

    Осохтох Ураса - осох (як.) означает камелек, печь; ураса - юрта. Дословно, юрта с печкой. Здесь есть два озера: "Эбэ Кель" (большое озеро) и "Еленех". В 50-е годы из лагеря "Аляскитовый" сбежали заключенные и спрятались здесь. Их нашли и расстреляли. Здесь же останавливался Алексей Кулаковский-Ексекюлях проездом в с. Оймякон.

    Балаганнах - балаган (як.) - зимнее жилище якутов. Местность расположена  в 30 км от Усть-Неры на правом берегу  р. Нера. Здесь был лагерь для женщин-заключенных. В 1961 г. совхоз "Балаганнах" и колхоз им. Калинина (Тарын-Юрях) объединились и образовали подсобное хозяйство "Дружба".

    Топонимы религиозного значения

    Часовня - небольшая христианская культовая постройка без помещения для алтаря. Построена на деньги знатного купца-мецената Н.О. Кривошапкина в урочище Тарын- Юрях.  Говорят, была часовня и в урочище Кель. Священника потом расстреляли красные.

    Аранас (арангас) - вид захоронения покойников. Лагерь "Аляскитовый" для политзаключенных существовал в 1945-1957 гг. Он находился в долине р. Арангас, впадающей в Эльгу. Здесь добывали  вольфрамовую руду. Все заключенные, прошедшие через "Аляскитовый", были больны силикозом легких из-за кварцевой пыли. 

    Перенесенные топонимы

    Маршальский - так назывался прииск, расположенный в 50 верстах от Терюти, в честь маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, который был необоснованно репрессирован в 1937-1940 гг.

    Ручей Захаренко -  здесь нашли первое золото в нашем районе.

    Икки Ампар - "ампар" происходит от русского "амбар".  В 1926 г. там проживала одна семья. Рассказывают, что в местности Сербе старик Сокольнун  построил два амбара. Постепенно название Сербе перешло в название Икки Ампар, что дословно обозначает два амбара. Нынешнее название - Терют.

    Оронимы (по особенностям рельефа)

    Аппа (як.) означает овраг. "Аппа" находится в 4 км от бывшего с. Тарын и в 37 км от п. Терюти, на правом берегу р. Индигирки.  Урочище украшает "Огоннер-Хаята" (гора старца). Здесь была ферма, держали до 150 голов скота. В 1921 г. в "Аппа" белые устроили засаду в единственной юрте. В нее попали 6 ревкомовцев.  В 1925 г. утвердилась советская власть. В советское время на участке "Аппа" содержали скот. В 1947 г. с прииска сбежали трое заключенных и добрались до этого участка. Среди них был русский 16-летний парень. Он сильно натер ноги и остался. Местные его год прятали, пока один не выдал, позарившись на деньги. Парня расстреляли.

    Алас (як.) - луг или поле, окруженное лесом. Обычно используется как сенокосное угодье или пастбище. На участке Алас была ферма. Сюда наведывались спецпереселенцы, которые заготавливали бревна для нужд приисков. Их охотно принимали местные, кормили. Многие затем женились на местных девушках.

    Артык - 1) горное ущелье, горный проход; 2) горный перевал, переправа, высокий подъем; 3) путь, дорога.  Раньше, где сейчас находится п. Артык, стояли юрты братьев Петра, Семена и Матвея Заболоцких.

    Бадаран (як.) означает болото. Здесь были найдены остатки скелета ископаемой лошади возрастом 40-50 тыс. лет. На участке "Бадран" (старое название Хоболох) работает артель "Западная" по добыче золота.

    Эбир-Хайа - хайа означает "гора”, эбир - пестрый (як.). В царское время проходил ямщицкий тракт: Эбир-Хая - Ольчан - Кенери - Сэргэ - I Борогон. 

    Гидронимы

    Тарын-Юрях - дословно, река, где часты наледи.  Тарын-Юряхский - один из старейших наслегов улуса. Рассказывают, что до установления советской власти родной брат купца-мецената Николая Кривошапкина - Афанасий  сделал попытку посеять ячмень, но урожай был побит ранними заморозками.

    В 30-х гг. в этом месте проживало основное население Тарын-Юряхского наслега  (всего 70 семей). Здесь была центральная усадьба колхоза им. Калинина. В 1938 г. здесь свирепствовала сибирская язва. В Тарыне был пост охранников, которые задерживали беглецов- заключенных. В 1965 г. под натиском золотодобычи наслег был ликвидирован.

    Есть такая легенда про оспу. В старину "оспа-старуха" ехала вместе с ямщиками, но в Тарын-Юряхе обморозила ноги и поклялась не соваться больше в эти суровые края. И вправду, эта страшная болезнь как-то обходила эти места.

    Дирин-Юрях - дословно - глубокая река. Находится в 25 км от с. Терють. Здесь находилась шахта, в которой работали заключенные. Они жили в 3-х бараках.

    Нера (Ньара) (эвен.) - болото, ньара (юкаг.) - небольшая горка. Это правый приток р. Индигирки. Ее длина 331 км. В бассейне Неры свыше 1000 озер, 57 наледей. Нера образуется от слияния трех рек - Делянкир, Худжах, Тымтай. В 30-х гг. образовалось товарищество "Третьяковка", которое было переименовано в товарищество "Ньара". В 1940 г. товарищество было ликвидировано в связи с отводом земель под промышленность. Многим семьям пришлось покинуть исконные земли и переехать на новые места.

    Эльги - глубокая речка с высокими и крутыми берегами. Ээльг (эвен.) - расстояние, середина. Самый крупный левый приток реки Индигирки. Имеет притоки Табычан, Утачан, Селерикан.

    Индигирка - на некоторых диалектах эвенов и эвенков слово "инда" означает "собака”. А суффикс "гир" показывает принадлежность людей к определенному роду. Не исключено, что эвено-эвенкийские племена сначала звали "индигирами" юкагиров, ездящих на собаках. Затем название было перенесено на реку - "Собачья река". Длина - 1800 км. В бассейне 12 500 водотоков, около 300 наледей. Река образована слиянием двух притоков: правый - Тарын-Юрях и левый - Туора-Юрях.

    Кель (як.) - озеро.  Раньше здесь проживало 2-3 семьи. В годы гражданской войны в хотоне спрятались бандиты. Когда их брали красные, завязалась перестрелка. И до 1959 г. следы пуль были видны, затем юрта сгорела.

    Антротопонимы

    Огоннер-Хаята - огонньор (як.) означает старик, уважаемый пожилой человек. Дословно, гора старца. Эта гора в окрестностях  Тарына, заканчивается  в местности "Орто-Алы". Здесь проживал знахарь и предсказатель Гаврил Кривошапкин (Омуокай Хабырылла). Рассказывают такой случай: в 1952 г. стояла страшная засуха,  и в Тарыне случился большой пожар от пала. Тогда председатель колхоза им. Калинина Афанасий Артамонович  Атласов сел в якутскую лодку и поплыл вверх по течению в урочище "Орто Алы" к  Гаврилу  Васильевичу Кривошапкину, чтобы тот вызвал дождь. Старик его ждал, попрекнул, что с опозданием обратились, и обещал дождь к полудню. День был жарким, без единого облачка, многие, особенно молодежь, сомневались. К назначенному сроку появилось облако и от страшного ливня все побежали прятаться. Через два часа дождь внезапно прекратился. Вот таким даром обладал этот уважаемый старец.

    Елена ЧЕРЕМКИНА, 
    учитель биологии и географии Терютской средней школы им. Г.А. Кривошапкина, 
    руководитель краеведческого клуба "Ыллык".
    Категория: Социум | Просмотров: 975 | Добавил: Galinishna | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Новости
    [13.06.2015][Новости]
    Ангелина Егорова стала кандидатом биологических наук (0)
    [13.06.2015][Новости]
    В Якутске открыли памятник купцу-меценату Николаю Кривошапкину (0)
    [13.06.2015][Письма читателей]
    Мое заветное желание (0)
    [13.06.2015][Творчество читателей]
    Литературное Оймяконье (0)
    [13.06.2015][Новости]
    Приглашаем к участию в районном конкурсе семей (0)
    [09.06.2015][Новости]
    Вести с планёрки (0)
    [05.06.2015][Письма читателей]
    Верните мне память о Высоцком! (0)
    [03.06.2015][Творчество читателей]
    Моя семья (0)
    [29.05.2015][Новости]
    «Судебные приставы - детям!» (0)
    [26.05.2015][Новости]
    «Сияние Севера»: все цвета радуги (0)
    [22.05.2015][Новости]
    Меры против безработицы (0)
    [22.05.2015][Новости]
    Очередной успех «Северки» (0)
    [22.05.2015][Новости]
    В райцентре будет «Аллея памяти» (0)
    [22.05.2015][Новости]
    Для поддержки предпринимателей (0)
    [22.05.2015][Письма читателей]
    Десять лет бок о бок с газетчиками (0)

    Все размещаемые материалы являются собственностью АУ ООРГ "Северная заря" - "Хотугу сардана". Публикация материалов без ссылки на Оймяконскую районную газету "Северная заря" запрещена! © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz