Вторник, 21.05.2024, 02:31
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории
Новости [616]
Местное самоуправление [213]
Промышленность, транспорт, связь, энергетика [100]
Национальный проект "Образование" [163]
Национальный проект "Здоровье" [28]
Национальный проект "Развитие АПК" [39]
Закон и порядок [100]
ЖКХ [48]
Социум [765]
Культура [181]
Природа и мы [47]
Молодёжь - наше будущее [97]
Ветеран [8]
Спорт и ЗОЖ [137]
Истории [99]
Письма читателей [281]
Конкурсы редакции [34]
Творчество читателей [55]
Взгляд в прошлое [16]
Утрата [2]
Опросы "СЗ"
Как часто вы посещаете сайт "Северки"?
Всего ответов: 180
Поиск
Статистика
Яндекс.Метрика
Отзывы с форума
  • адрес архива пенсионного фонда ? (3)
  • ФОТКИ ДЕТСТВА (1)
  • Обсуждение новостей (1)
  • Что случилось с интернетом сахателекома? (1)
  • Новый дизайн "Северной зари" (3)
  • 3 апреля День геолога! (1)
  • Для тех, кто жил в Усть-Нере (1)
  • Ищу тебя (9)
  • По дизайну (7)
  • Легенды ночных стражей (1)
  • Главная » 2014 » Март » 19 » Дошкольное образование на современном этапе
    10:06
    Дошкольное образование на современном этапе
    С 1 января 2014 года в России вступил в силу федеральный стандарт дошкольного образования. Об ориентирах стандарта, его компонентах и о том, что он изменит в работе детских садов, в интервью рассказала методист по дошкольному образованию Управления образования А.В. ПАНЬКОВА. 

    - Анна Викторовна, что ждет детские сады в связи с введением  федерального государственного  образовательного  стандарта (ФГОС)?
    - Федеральный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах  к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами  дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определённого уровня развития. Перед педагогами дошкольного образования встанет непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остаётся главной целью введения ФГОС. 

    - В отличие, например, от школ детские сады на сегодняшний день работают без всяких стандартов. Зачем такой стандарт нужен дошкольным учреждениям?
    - Это требование нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами. Стандарт введен с 1 января 2014 года, но для того, чтобы он внедрялся в каждом дошкольном учреждении, должна быть разработана примерная основная общеобразовательная программа для  дошкольников.

    - Получается, что стандарт есть, а программ для его реализации еще нет?
    - На сегодняшний день единого перечня утвержденных программ на самом деле нет, и в этом проблема. Его обещают создать к концу 2014 года. Как только появится перечень, детский сад имеет право выбрать для себя общеобразовательную программу для дошкольников и по ней работать в соответствии со стандартом. Пока же мы все только готовимся работать в его рамках.

    - Каковы основные цели стандарта?
    - Во-первых, обеспечить наших детей и их родителей качественным дошкольным образованием. Во-вторых, обеспечить равные возможности для детей дошкольного возраста на территории всей Российской Федерации.

    - А из чего состоит стандарт?
    - Он состоит из трех компонентов, в народе это звучит, как правило «трех Т»: требований к содержанию образовательной программы, к условиям ее реализации, к результатам освоения.
    Сегодня на федеральном уровне разрабатываются примерные образовательные программы, которые войдут в федеральный реестр и станут основой для образовательных программ детских садов. Впрочем, новый стандарт не сделает образовательные программы всех детских садов абсолютно одинаковыми. Соответствовать единым федеральным требованиям они должны будут на 60%. Остальные 40% предполагают вариативность, которая позволит отразить особенности каждого учреждения. Это даст возможность при разработке программ учитывать специфику  каждого детского сада.  Будут меняться формы работы с детьми и педагогические технологии.
    Что касается образовательной деятельности, то каждый детский сад будет самостоятельно разрабатывать программы для своих воспитанников. Главное, чтобы исполнялись требования ФГОС, предусматривающие пять образовательных областей, касающихся познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического или физического развития. Набор предметов для работы в той или иной области как раз и будет определяться дошкольными  учреждениями.  Стандарт предполагает установить иное отношение к самому дошкольному образованию. По оценкам разработчиков, детский сад должен быть не столько способом подготовки к школе, сколько самым ценным этапом в жизни человека – детством. Одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения – заложить нравственные и интеллектуальные основы.

    - Если с первыми двумя компонентами понятно, то на требованиях к результатам хотелось бы остановиться поподробнее. Результат – это оценка знаний ребенка при выходе из дошкольного учреждения. Получается, что выпускникам детских садов придется сдавать экзамены?
    - Нет, это заблуждение — никакой итоговой аттестации не будет, и это прописано в законе. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше.

    - Что конкретно будет закладываться в требования результата освоения?
    - Требования не закладывают определенные знания – чтение, счет, письмо. Требования к результатам закладываются в целевые ориентиры, личностные характеристики, которые должны быть развиты у ребенка к моменту завершения дошкольного образования. Например, инициативность,  самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, умение слушать, слышать, выполнять, умение самостоятельно находить решения.  Все вышеперечисленное – это и есть его оценка.   За результаты реализации образовательной программы по-прежнему будет отвечать само учреждение. 

    - Итак, что нового появится в детских садах?
    - На основе требований стандарта детские сады будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои программы, но на базе программ Минобразования. У нас в районе детские сады  работают по разным направлениям уже многие годы. Это значит, что переход к стандартам в этом отношении не будет трудным и тернистым. Главный упор в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком. Группы в детских садах могут заниматься по разным программам с учетом развития и возможностей детей. Впервые в стандарт включено понятие развивающей среды, которую дошкольники будут «строить» сами — вместе с педагогами и родителями. Они будут творить, проявлять свои интересы, любознательность и получать знания.

    - Как определить, готово ли образовательное учреждение к введению ФГОС? Кто может принять решение о переходе на него?
    - Дошкольное образовательное учреждение может принять решение о переходе на ФГОС, если обеспечена готовность к реализации основной образовательной программы дошкольного образования.  Для этого необходимо провести экспертизу (самоэкспертизу) на соблюдение в образовательном учреждении критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС.
    По итогам самоанализа  уровня готовности детских садов  нашего района к введению ФГОС и камеральных проверок Управления образования,  большая часть дошкольных учреждений на данном этапе не соответствует новым требованиям стандарта. Федеральный государственный образовательный стандарт требует серьёзных условий для реализации программы – наличия квалифицированных кадров, материально-технического обеспечения, организации предметно-пространственной среды. Внедрение новых образовательных стандартов потребует большой кадровой работы. В соответствии  с требованиями  в штатах дошкольных  учреждений  должны быть старший воспитатель, воспитатель-методист, психолог, педагог-психолог, логопед, учитель-логопед, инструктор по физическому развитию, специалист по организации детского питания.   Перечисленных специалистов - единицы. Материально-техническое обеспечение так же не на высшем уровне. Над всеми этими требованиями сейчас и работают коллективы дошкольных  учреждений. 

    - Когда  детские сады в Оймяконском районе перейдут к новому стандарту? Готовы ли  педагоги к этому?
    - Согласно  приказу  Министерства образования РС (Я) поэтапный переход на новый стандарт  в республике должен завершиться к 2016 г. Первыми переходят на ФГОС пилотные дошкольные образовательные учреждения.  Педагоги дошкольных учреждений  нашего района на данном этапе  проходят  переподготовку, курсы повышения квалификации, работают над образовательными  программами, изучают опыт работы пилотных  ДОУ.
    Согласно приказу  Управления образования от  22 октября  2013 года   № 230   «Об организационной работе  поэтапного перехода   на федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного  образования в Оймяконском районе», коллективы детских садов  разрабатывают  план внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  по следующим направлениям: нормативное обеспечение введения ФГОС дошкольного образования; финансовое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования; организационное обеспечение введения ФГОС дошкольного образования; кадровое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования; информационное обеспечение введения ФГОС дошкольного образования; материально-техническое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования.
    Таким образом, перейти на федеральные стандарты дошкольные учреждения нашего района  смогут  по мере  приведения в соответствие    вышеперечисленных   требований  ФГОС.
    Пока от дошкольных учреждений района  не поступило ни одной заявки на включение в перечень дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), реализующих ФГОС дошкольного образования. 
    По прогнозам, поэтапный  переход  дошкольных учреждений  в нашем районе должен завершиться к  2016 году.
    Категория: Национальный проект "Образование" | Просмотров: 868 | Добавил: Vitaliy | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Новости
    [13.06.2015][Новости]
    Ангелина Егорова стала кандидатом биологических наук (0)
    [13.06.2015][Новости]
    В Якутске открыли памятник купцу-меценату Николаю Кривошапкину (0)
    [13.06.2015][Письма читателей]
    Мое заветное желание (0)
    [13.06.2015][Творчество читателей]
    Литературное Оймяконье (0)
    [13.06.2015][Новости]
    Приглашаем к участию в районном конкурсе семей (0)
    [09.06.2015][Новости]
    Вести с планёрки (0)
    [05.06.2015][Письма читателей]
    Верните мне память о Высоцком! (0)
    [03.06.2015][Творчество читателей]
    Моя семья (0)
    [29.05.2015][Новости]
    «Судебные приставы - детям!» (0)
    [26.05.2015][Новости]
    «Сияние Севера»: все цвета радуги (0)
    [22.05.2015][Новости]
    Меры против безработицы (0)
    [22.05.2015][Новости]
    Очередной успех «Северки» (0)
    [22.05.2015][Новости]
    В райцентре будет «Аллея памяти» (0)
    [22.05.2015][Новости]
    Для поддержки предпринимателей (0)
    [22.05.2015][Письма читателей]
    Десять лет бок о бок с газетчиками (0)

    Все размещаемые материалы являются собственностью АУ ООРГ "Северная заря" - "Хотугу сардана". Публикация материалов без ссылки на Оймяконскую районную газету "Северная заря" запрещена! © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz