"Северная заря" систематически печатает материалы по предотвращению пожаров, но "воз и ныне там". По информации главного госинспектора по пожарному надзору В.З. Риянова начало этого года отмечено повышенным количеством пожаров, по сравнению с 2012 годом. С чем это связано? Кто должен отвечать за совершенные случаи и как их предотвратить? В.З. Риянов ответил на вопросы и дал свои рекомендации.
- Валерий Зуфарович, с чем связано увеличение количества пожаров? Человеческий фактор - что это? Сигарета в постели у пьяного в руках, 40-летние старые проводки в домах, не выключенные электроприборы? - Сложно с точностью указать, с чем связан рост количества пожаров. Есть такое понятие статистика, а это наука. Причины пожаров могут быть самые разные. От поджога до замыканий электропроводки, связанных с различными аварийными режимами работы либо человеческим фактором. Нередки причины - неосторожность при курении, неосторожное обращение с открытым огнем. Большинство граждан уверено, что пожар может случиться с кем-то другим и поэтому зачастую халатны и самонадеянны при обращении с огнем, пользовании электроприборами. Когда пожар случается, люди разводят руками и говорят, что ума не могут приложить, что стало причиной пожара. А основные причины всегда просты: неудовлетворительное состояние электропроводки, оставление без присмотра включенных нагревательных и других электроприборов, использование некачественных электроприборов, неправильное устройство и пользование печами отопления, неосторожное обращение с открытыми источниками огня. Ответственность наступает в каждом конкретном случае в зависимости от различных факторов - вины граждан, причинения вреда имуществу третьих лиц, причинения вреда жизни и здоровью граждан и т.д. А предотвратить, на мой взгляд, можно только единственно действенным способом - каждый гражданин должен быть внимателен и осторожен в быту, на работе при обращении с возможными источниками пожара. И зависит это только от способности гражданина нести личную ответственность перед собой, своей семьей, соседями, обществом за свои действия (бездействие), а поскольку этот вопрос из области психологии, то к сожалению будет и статистика пожаров.
- При покупке электроприборов, как узнать их качество? В каких магазинах следует приобретать? - При покупке электроприборов нужно знать о том, что некоторые из них подлежат сертификации (в том числе и в области пожарной безопасности). Поэтому не нужно стесняться, лучше спросить у продавца сертификат соответствия на приобретаемый электроприбор и продавец обязан предоставить его покупателю. Ничего не имею против КНР, но при покупке товаров, произведенных в этой стране полукустарным способом, нужно быть внимательным. Иногда в погоне за малой ценой, мы, к сожалению, пренебрегаем качеством, а соответственно и безопасностью. Есть старое и зачастую действенное правило - "цена - качество". Качественный товар не может быть дешевым и наоборот. Хороший электроприбор, будь он китайского, немецкого, "попуа-новогвинейского” производства произведен на заводе, имеет известную либо знакомую марку и всегда обязан иметь российские документы, от инструкции по применению до сертификата. Но и при покупке недорогих китайских товаров граждане имеют право на ознакомление с сертификатом соответствия, это должен быть российский документ, выданный органом сертификации РФ.
- В кабинете, который занимаю, электропроводку поменяли в прошлом году. Дней 10 назад в 9.00 час. включила на подзарядку свой телефон на 30 минут, в 12.30 услышала какое-то потрескивание в розетке, но не придала значения. Оказалось, что через 3,5 часа розетка стала искрить и вырывался даже огонь. Постаралась привлечь все ответственные службы, но увы, помощь не была получена ни от кого. Обошлись силами нашего водителя. Поэтому свой вопрос озвучу так - кого вызывать в данной ситуации? Подобное может случиться и у очень пожилого человека, который не сможет произвести самостоятельно отключение. В какой организации работают электрики, которые могут 24 часа в сутки и незамедлительно оказать помощь нуждающемуся? Давайте разберем мой случай. Неправильно подключенная розетка, некачественная электропроводка или что-то другое? - То, что произошло в вашем кабинете является как раз примером того, что в организациях часто не уделяют внимания состоянию электропроводки, розеток, выключателей. Вы по роду своей деятельности часто посещаете организации, обратите внимание на состояние проводки, розеток, на количество приборов включенных в них. А ведь это тоже часто является причиной пожара. Наши электросети в зданиях в большинстве смонтированы многие годы назад и не рассчитаны на большую мощность потребления. А ведь тогда не было такого количества бытовых электроприборов, не было разнообразной оргтехники.
- Хотелось бы услышать телефоны тех служб, что могут оказать своевременно помощь в критических ситуациях. - Прискорбно слышать, что ответственные службы оставили вас без своего внимания и помощи. Это связано с развалом прежней системы работы соответствующих организаций и отсутствием надлежащего качества работы современных служб. Их у нас немного, но они есть. Это противопожарная служба - 01, не во всех случаях пожарные должны выезжать, однако принять ваш вызов и отреагировать на него они обязаны. Это служба ЕДДС (2-23-93), молодая недавно образованная служба, которая также не имеет права не реагировать на звонки граждан. Есть старая, давно работающая служба 04. Сейчас трудно понять, как она работает, деятельность её непрозрачна, все знают, как трудно подчас туда дозвониться. Гражданам следует помнить, что при обращении в перечисленные службы, они имеют право узнать фамилию диспетчера. Дальше нужно действовать по инстанции. Неправомерные действия (бездействие) должностных лиц аварийных служб могут и должны быть обжалованы.
Беседовала Валентина КУЛИКОВА.
|