Директор ООО "Якутская дорожная служба" А.А. Долженков в 1993-98 гг. работал начальником аэропорта "Оймякон". В те трудные годы, когда в стране все разваливалось, в с. Томтор перестал функционировать и аэропорт.
Александр Алексеевич - предприниматель, занимается ремонтом автодорог, перевозками, разводит якутских лошадей.
В 2004 году он буквально за свой счет восстановил запущенную авиаплощадку "Оймякон" в с. Томтор и до сих пор содержит на собственные финансовые средства этот аэропорт. На его содержание руководитель ежегодно расходует 1,5 миллиона рублей. Он нанял работников, купил топливно-заправочное оборудование, и все это позволило сэкономить и снизить тарифы на авиаперелеты, которые так необходимы населению.
Под началом А.А. Долженкова сейчас в а/порту работают 4 человека - диспетчер В.И. Боктанов, который приехал из Калмыкии и трудится на полюсе холода уже четвертый год, радиотехники С.В. Зверев, А. Савинов, сотрудник отдела перевозок О.В. Зверева.
В 2004 году по маршруту аэропорт "Оймякон" - Маган было совершено 10 дотационных рейсов. И с этого времени каждый год жители сельского куста добираются до Якутска на самолете.
В этом году Л-410 летает с мая по маршруту Томтор - Маган - Томтор регулярно по четвергам. Если есть заполняемость, то для пассажиров выделяются дополнительные рейсы. "Элка", как привык называть народ, вмещает 16-18 пассажиров. Стоимость билета до Якутска составляет около 8-9 тыс. рублей (для отдельных категорий граждан до 23 лет и старше 65 лет билет стоит 8 400 руб., для остального населения - 9 400 руб.).
В этом году авиарейсы из столицы республики будут выполняться до 1 декабря. Самолет Л -410 может летать при температуре только до -50 градусов, поэтому в зимнее время аэропорт с. Томтор вынужденно простаивает. Из-за невозможности оплаты за отопление, зимой в здании аэропорта отсутствует теплоснабжение. В будущем году начальник аэропорта планирует начать выполнение авиарейсов до г. Якутска с 1 марта.
Помимо вылетов в столицу республики, аэропорт "Оймякон", при необходимости, принимает проходящие самолеты и вертолеты. Для этого у них есть специальное оборудование, заправка. Как говорит Александр Алексеевич, в прошлом году в аэропорту "Оймякон" садился самый большой в мире вертолет МИ-26.
Понятно, что в сельской местности содержание аэропорта - дело крайне убыточное. Поддерживает то, что все рейсы дотационные.
Сегодня, не считаясь с имеющимися трудностями, молодой руководитель аэропорта намерен и дальше работать на благо своих земляков. Не каждый сельский пассажир сможет выдержать дорогу до столицы республики наземным путем, поэтому по наполняемости бортов, как отметил А.А. Долженков, проблем не бывает.
В конце Александр Алексеевич выразил пожелание, чтобы и руководство администрации МО "II Борогонский наслег" поддерживало работу аэропорта, ведь все это делается для сельских жителей, бюджет которых и так невелик.
Вот что весной этого года сказал заместитель руководителя воздушного транспорта РС(Я) Виктор Боговков: - Пример Александра Долженкова дает возможность подумать, что заработанные деньги можно тратить не только на новые машины и заграничные курорты. Средства и силы можно вкладывать в желание благоустроить свою республику, в котором мы живем. Таким образом и возрождается культура жизни в республике. Пример одних окажется положительным для всех.
Мать Александра Алексеевича - Надежда Николаевна Долженкова всю жизнь проработала в аэропорту "Оймякон" кассиром, жители сельского куста ее очень уважают. Так что русский по национальности, местный житель А.А. Долженков - из династии авиаторов и он очень многое сделал и делает для сохранения и развития малой авиации в республике. В этом его большая заслуга, считают благодарные земляки.
Любовь КРИВОШАПКИНА.
|