В этом году исполняется 70 лет трассе, что в годы Великой Отечественной войны пролегла в небе над Аляской, Чукоткой, Колымой. Над этой территорией с осени 1942 года самолеты шли на фронт, на передовые позиции громить врага.
Технику предоставляли союзники по антигитлеровской коалиции согласно подписанному 11 июня 1942 года соглашению о взаимных поставках по ленд-лизу между США и СССР. По этому договору американцы перебрасывали в СССР истребители и бомбардировщики. Переброску самолетов доверяли экипажам опытных летчиков, тогда была укомплектована целая перегоночная авиадивизия.
Представляем вниманию читателей воспоминание ветерана Евдокии Федоровны Вяткиной, работавшей в годы Великой Отечественной войны радиопеленгатором в аэропорту "Оймякон".
В 1941 году Евдокия закончила 10 классов в г. Казани. 22 июня страшная весть - война! В то время она уже училась на курсах радистов-коротковолновиков. Просилась на фронт, но не взяли. Поступила на работу в Иркутский аэропорт. Через некоторое время закончила курсы радиопеленгаторщиков. Окончив курсы, получила назначение в аэропорт Витим.
Вспоминает Вяткина Евдокия Федоровна:
- В ИЮЛЕ 1943 г. срочно была вызвана в Якутск. Там встретила своего бывшего преподавателя Оменко. Встреча была радостной, как отца и дочери. Николай Андреевич посоветовал лететь работать в Оймякон: "Я там не раз был, мне там понравилось", - рассказывал он мне.
На полюсе холода встречать самолет пришли, видать, все свободные от работы жители. Среди встречающих увидела своих сокурсников: техника по радио Леню Ардашева и его жену радиопеленгаторщицу Машу Колесникову.
В Оймяконе (с. Томтор) был большой, слаженный коллектив. Люди работали самоотверженно, с полной отдачей. Обеспечение продуктами в то время было неплохое - по второй солдатской норме, чаще всего консервы, каша.
Аэропорт был небольшой, но принимал все типы летающих тогда самолетов. Портовские здания барачного типа, но и их было немного. Аэровокзал, столовая, гостиница, три домика, в которых жил обслуживающий персонал, наш пеленгатор, метеостанция, склады, санчасть, баня и другие постройки, пожарная служба, ВОХР.
Начальником аэропорта был майор Рожанец. Он держался от всех нас на расстоянии. По душам с ним не поговоришь. Вскоре его отозвали. Начальником аэропорта назначили Воробьева, после Воробьева - Торопченко.
Воробьев был добрым, но и требовательным к подчиненным. И каждый из нас старался заслужить его уважение и признание. Все праздники отмечали вместе, без пьянок. Такие праздники были для нас наградой за наш труд. Подобные встречи сплачивали коллектив и роднили людей.
В любую погоду девушки с метеостанции - Оля Перепелкина, Оля Белоусова, Лиза Браславская - круглосуточно вели тщательные наблюдения за погодой, запускали шары-зонды. Такие нужные летной службе метеосводки поступали всегда своевременно.
После войны жизнь разбросала нас по всей стране и не было после Оймякона ни одной встречи.
ЗДЕСЬ, в Оймяконе я познакомилась со своим будущим коллегой, мужем. Вскоре Юра сделал мне предложение и мы поженились. Нам дали небольшую комнатку и стали мы жить семьей.
В мае 1944 года Юру направили в Анадырь начальником каравана самоходных барж, которые перевозили материалы для строительства аэродрома в п. Марково. Только в ноябре, после рождения сына, он вернулся домой. В 1946 году родилась дочь. Жизнь была нелегкой, условия быта - суровые: летом комары, зимой морозы и "буржуйки", которые нужно топить всю ночь, на протяжении всей зимы.
Рядом с нашим счастьем были и трагедии. 12 сентября 1943 г., в наше дежурство, на пеленгаторе недалеко от нашего аэродрома разбился на "Аэрокобре" старший лейтенант Франц Блох. Мы с подругами хорошо его знали и очень переживали из-за его гибели, долго плакали и горевали. Франц собирался жениться на медсестре из Сеймчанского аэропорта. Уже был назначен день свадьбы. Он полетел в Якутск в связи с выполняемой перегонкой. Такая у него судьба.
Второй утратой была скоропостижная смерть работницы метеостанции Тани Ворониной. Она простудилась и заболела крупозным воспалением легких, через два дня ее не стало. Было ей 22 года.
Недалеко от аэропорта находились мужские лагеря заключенных. Раза два на небольшом расстоянии мы видели этих глубоко несчастных людей - полураздетых, грязных, оборванных, шедших под конвоем.
Близко к лагерникам нас не подпускали и не разрешали с ними разговаривать. Однажды их вели мимо нашей столовой. В это время кто-то из рабочих кухни выносил в ведрах помои и остатки пищи. Заключенные набросились на эти отходы и началась жуткая свалка. Они жадно хватали остатки пищи, кто что сможет, и ели. Моментально все перемазались. С трудом их увели. Долго думала о том, как можно довести людей до такого состояния?
Весной 1946г. аэропорт Оймякон был передан гражданской авиации. Работники аэропорта уезжали в Якутск, кто переводился в аэропорт и оставался в Оймяконе. Мы решили с мужем переехать на родину Юры - в Казань. В декабре 1946 г. покинули место жительства.
Не в поисках жениха и женского счастья я поехала на полюс холода.
Хотя было тяжелое для страны время, война, но я не жалею о годах работы в Оймяконье.
В личной жизни все у меня получилось как в сказке. И выиграла я, Евдокия Федоровна Вяткина, самый счастливый лотерейный билет.
Записала Елена АРЧАКОВА. На фото: Прилетающие из США самолеты. Лидер - В-25, истребитель - Р-63 "Кингкобра”, 1944 г.
|