(С благодарностью учителям – моим, сына, всем - настоящим, любимым, незабвенным)
Часто, когда меня спрашивают о моих родных местах, я начинаю свой рассказ загадочно, для пущей театральности: «поздней весной происходит так – вечером ложишься спать и, прощаясь с сегодняшним днем, выглядываешь в окно - серые сопки, с только сошедшим снегом, графичные, голые стволы колючих лиственниц. Вздыхаешь, скорей бы… Утром же, приветствуя новый день, мельком, пробегая из спальни в ванную, взглядываешь в окно, замираешь… настала! Весна в ночь преобразила жизнь – свежая хвоя блестит на солнце, голубое небо поет. Эти цвета и звуки моментально делают тебя счастливой».
Как настоящее счастье, весна в Усть-Нере - это только момент.
В короткий, пленительный миг появляются эти пушистые свидетели нашего счастья. Подснежники пробиваются по склонам сопок. Сон-трава, называют их. Мы же зовем просто подснежник и, впадая в эмоции, доказываем южанам, что подснежник - он такой - низенький, мохнатенький, фиолетовый. А не беленький, чахло тонкий…
Отыграв «Зарницу», военно-патриотическую игру ко Дню пионерии, навсегда вооружившую лично меня умением метко стрелять, писать заметки на коленке, пришивать эмблемы и погоны, бинтовать повязку «шапочка», командовать всеми, школьники вступают в блаженные дни – окончания учебного года. Он еще официально не кончился, но уже пошла расслабуха, выбегание погреться на солнышке на переменах, отмена домашних заданий. Все-таки наши учителя были самыми понимающими в мире! И мы, одноклассники, все еще были вместе. Особенность нашего поселка еще и в том, что на лето почти все разъезжались в отпуска с родителями. А в это блаженное время мы – еще коллективом, мы вместе – в походы, на ледоход, за подснежниками!
У нас была многолетняя традиция в школе – собирать подснежники и носить их к дверям наших «классных» (не знаю, сохранилась ли она?). Кто-то оставлял охапки этих «пушистиков» просто на полу, у дверей. Мы же, благодаря тому, что наш одноклассник жил в одном подъезде с «классной», ставили цветы на лестничной площадке в большие миски с водой. Наверное, это было очень приятно учителям. Собирать и оставлять цветы нужно было почему-то именно в «побелевшие» ночи. «Утром ты встанешь у окна, что за богаааач там чудииииит…». Романтика зашкаливала - в ночь идти на подсопник, пьянеть от запахов весны, от дружбы и верности, потом требовать у мамы одноклассника тару, не шуметь в подъезде, красиво составлять композиции из мисок, приходить домой - получать нагоняй от родителей и засыпать счастливыми.
В нашей Усть-Нере всегда был дефицит цветов, это сейчас можно заказать помпезный букет из Якутска самолетом или купить здесь же, в поселке. А тогда… тогда мы были способны на это. Вот, чем можно «крыть» теперь упреки в излишнем романтизме и сентиментальности.
Все, все оттуда, из моей Усть-Неры, из моих «мартовских сумерек», «побелевших майских ночей» и «подснежниковых сопок»…
С любовью и верностью, Елена ХУСАЕВА,
Гуанчжоу, Китай, 2015 г.
|