Нижеприводимый в буквальном переводе рассказ принадлежит перу якута Баягантайского улуса П.Е. Готовцева и передан мне Л.Г. Левенталем, моим сотоварищем по якутской экспедиции, снаряженной на средства И.М. Сибирякова (1894-1896 гг.). Оригинал озаглавлен так: «Рассказ. Об образовании Баягантайского улуса из размножившихся родников (якута по имени) Баи-ага и присоединившихся (к ним родников) других улусов до 10-й ревизии» (1857 по – С.К.).
Человек по имени Баи-ага, очень умный и рассудительный, жил вместе со своими родниками в местности, ограниченной с востока рекой Алданом и с запада «травянистой рекой», называемой Танда. Имена тогдашних людей, вероятно, были те же, которыми теперь называются реки, речки, елани и покосные участки отдельных лиц, вроде Танда, Тандыги, Хаптаны, Дадар, Улукутчу, Мэгютчю. По-видимому, это так и было в действительности. Когда они, таким образом, жили-множились, русские власти сделали следующее распоряжение.
- Для уплаты податей вам гораздо лучше будет на отдельные наслеги; в каждом наслеге будет тойон, так называемый “князец” (с 1822 г. официально называется старостой); затем всех вас вместе будет писать, и называть Баягантайским улусом, согласившись на это, роды по местам своего жительства образовали 1-й, 2-й и 3-й Баягантайские наслеги, некоторые – Сасыльский наслег, а те люди, которые пришли сюда из местности Киллэм (Кильдемский наслег) Западно-Кангаласского улуса, образовали Кангаласский наслег. Эти 5 наслегов составили Баягантайский улус.
История отделения Кангаласского наслега и присоединения его к Баягантайскому улусу, по слухам, такова. В Западно-Кангаласском улусе, в местности Кильдемского наслега, был, говорят, правнук Дыгына, внук Манысыта (пастух), сын Бодомы (Бодуома), по имени Курджага. Этот Курджага вследствие притеснений и обид со стороны русских придумал следующее:”Если я поселюсь (где-нибудь) далеко, лучше будет, да и потомкам моим до поры до времени необходимо жить в вольной стране».
Убедивши сколько-то народу следовать за собою, Курджага со своими пятью сыновьями отправляется на р. Яну. Во время пути родной брат Курджаги вместе с двумя или тремя домочадцами остался на берегу Алдана, в местности, называемой теперь Чериктейским наслегом Дюпсинского улуса. Ныне среди немногих их потомков первым лучшим считается Василий Петиров-Попов, пользующийся некоторою известностью.
Курджага со своими родниками достигает Яны, где живет год или два. В это время два члена его семьи дошли до Колымы, где размножились и образовали нынешние 1-й и 2-й Кангаласский наслеги. Теперь они народ бедный, в пользу коего по области собираются пожертвования.
Курджага же с Яны отправляется на р. Оймякон, в местность называемую Терют, с детьми и своими родниками. Те несколько семейств, которые были не в состоянии сопутствовать им, остались на Яне и образовали один наслег, главный из их потомков ныне – Николай Васильев, состоящий улусным головою.
Курджага, достигши Оймякона, прожил сколько-то лет, а когда умер, то сыновья похоронили его на могильном лабазе (арангас). Затем его сын (Елтех) вместе с братьями и сколькими-то людьми ушли с Оймякона к устью р. Татты, к людям, жившим по р. Тандаан. Прочие же остались жить (оседлились) на Оймяконе. Эти пришельцы, присоединившись улусу и производя благоприятное впечатление своею рассудительностью, получали покосные места от поселившихся ранее людей, а некоторые получили благодаря жалобам главным начальникам, ведавшим покосными местами – всего 48 остожей (сенокосных участков) и при этом еще и летовья. На реку Оймякон вышли из Борогонского улуса самые отважные люди, которые размножившись, образовали Борогонский (Оймяконо-Борогонский) наслег и присоединились к Баягантайскому улусу.
После этого, вследствие увеличения населения в 1-м Баягантайском наслеге, в улусе прибавился еще один наслег 4-й Баягантайский. Всего стало 9 наслегов с населением в 4387 душ мужского пола (по 10-й ревизии). Во время производства последней ревизии в Баягантайский улус для проверки выезжал чиновник Поротов. Поехавши на Оймякон, он велел отрубить голову старика Курджага, как некрещенного, и увез ее в Якутск, говоря, что она будет отослана в Россию. Неизвестно, была ли она куда отправлена или нет. Можно предположить, судя по сведениям из довольно старого архива, что за время от начала образования улуса до 10-й ревизии, население увеличилось почти вдвое. Если послушать старых людей, то по сравнению с прежним временем люди ростом (костью) стали меньше, а затем и простой чисто якутский ум тоже перетерпел перемену.
В начале при образовании наслегов за исправное взыскание князцами с якутов податей от императрицы Екатерины II каждым из них получен в 1766 г. в награду кортик с тем, что по смерти князца сын его становится таким же князцом и носит тот же кортик, как награду, и так из века в век.
В Баягантайском улусе голова появляется впервые, по-видимому, в 1793 г.
С.И. Ковлеков.
Находка в старом журнале.//Якутский архив, - 2001.- № 2 (3).
Подготовила Розалия ДЯГИЛЕВА,
директор Томторского краеведческого музея им. Н.М. Заболоцкого-Чисхана.
|