Поговори со мной, трава,
Скажи мне: где берутся силы?
Меня ведь тоже так косили,
Что отлетала голова…
(Александр Карпенко, 1990 год).
После первой публикации материалов под рубрикой «Свеча памяти» о воинах-интернационалистах в редакцию «Северной зари» пришло письмо из города Якутска, в краткой истории которого - судьба человека, похожая на многие, искалеченные временем необъявленной войны, судьбы. Их бегство от страшных воспоминаний в никуда и жизнь в тени, часто связаны с расколом семьи, уходом жен и потерянными связями с родными детьми. Люди-невидимки, оставшиеся наедине со своей болью и страхом, чувством вины за смерть других в чужой стране, ушедшие раньше времени в журавлиную стаю, из вечного плена одиночества. Хочется сильно верить в то, что им давно простили все обиды и вспоминают их совсем другими…
Родился и вырос Олег Мурадович Хабаров в селе Томторе Оймяконского района 30 июля 1962 года. Проходил военную службу на территории Демократической Республики Афганистан с 15 мая 1981 по 7 декабря 1982 г. (в/ч 51015), был командиром отделения специалистов телеграфной буквопечатающей ЗАС. Награжден знаком «Отличник Советской Армии», ВСК II степени.
Его родная сестра Людмила Касаткина рассказывает: «Почему-то я помню черты лица Олега, самого старшего в нашей большой семье, очень смутно. Помню, как приезжал несколько раз, привозил матери и нам с сестренками гостинцы, потом уехал и пропал надолго. На самом деле поступил в Новосибирский техникум связи, женился, остался жить и работать в том городе надолго. После, может, и были какие-то разговоры с родителями о его личной жизни (развод с женой), о получении квартиры в Якутске как воином-интернационалистом, на что он отшучивался: «Моей жизни не хватит на очередь, которая выстроилась за квартирами в нашей столице». Но все же подал документы на получение жилья, но очереди так и не дождался…» .
Олег Мурадович трагически погиб 30 января 2008 г. в г.Якутске. Похоронен родными, без лишних почестей, в селе Томторе. На фотографии из письма - красивый парень с усталым взглядом. В скором времени встанет черный гранитный памятник с нею среди белого безмолвия кладбища, как второй свидетель афганской войны на томторской земле…
Почему ранее в военкомате, куда мы обращались за информацией о воинах-интернационалистах не нашли его данных? Как объяснила помощник начальника отделения ПНО (ПП и УМС) отдела военного комиссариата по Оймяконскому и Момскому улусам Янина Сулименко, О.М. Хабаров не стоял на учете, как все проходившие службу в «горячих» точках российские солдаты. В учетно-алфавитной карточке воспроизводится запись о том, где, когда проходил службу, какие имел награды и ранения, а также адрес постоянного или временного места жительства (или убытия). Иногда поступают официальные запросы, связанные с мероприятиями, приуроченными к праздничным датам, по ним предоставляется вся имеющаяся информация. Все карточки до сих пор хранятся в архиве военкомата.
Олег Борисович Усков родился 10 сентября 1966 г. в Ленинградской области, Ломоносовском районе. С 1985 по 1987 гг. проходил службу в Демократической Республике Афганистан, в/ч 39696. После демобилизации попал на Крайний Север, в п. Усть-Неру, где связал узы с Мариной. А в смутном 1993 году принял своего первенца, сына Сашку. Но в конце 90-х жизнь покатилась по наклонной - подала на развод и уехала навсегда некогда любимая женщина с единственным сыном. В последнее время жил «афганец» в Усть-Нере по улице Кривошапкина, 7 и умер этой весной, 12 марта. В память о нем, как о российском солдате, прошедшем пепел двухлетней войны в далекой и чужой стране, отдавшем до последнего свой долг Родине остались лишь немногочисленные его награды: «70 лет ВС СССР», медаль «От благодарного афганского народа» афганского лидера за свободу Бабрака Камлиля, Почетная грамота ВС СССР. Похоронен О.Б. Усков как настоящий воин-интернационалист на устьнерском кладбище с помощью земляков-афганцев, установивших гранитную памятную плиту с его фотографией.
Второй Олег увидел свет 25 октября 1962 г. в солнечном молдавском городе Калараш. Может, и сжалилась бы судьба над жизнерадостным мальчиком, но свои жесткие коррективы ввело время двусмысленной политики СССР, когда он проходил службу в рядах Советской Армии.
8 февраля 1988 года Олег Алексеевич Соколов попал на службу в Демократическую республику Афганистан (в/ч 64835), где вместе с ранениями в ногу получил тяжелую контузию, от которой мучился всю оставшуюся жизнь. После демобилизации 14 января 1989 года, подписал документы о неразглашении военной тайны, с чем навсегда «позабыл» о льготах воина-интернационалиста. В Оймяконском военкомате хранится учетная запись с его слов: «Имеет награды: медаль «За отвагу», медаль «От благодарного афганского народа», «70 лет ВС СССР». Получил осколочные ранения ноги, две контузии».
Жизнь жестоко подставляла подножки больному солдату. Сначала потерял все свои документы, в том числе и военный билет. Казалось, Олег махнул на себя рукой и зарабатывал на жизнь случайными заработками. Но действительно счастливую гавань семейного уюта он нашел в недалеком якутском селе Терюти, где встретил и полюбил тихую, незаметную Алену. В 1992 году стал прочной опорой их интернациональной семьи. За 16 лет совместной жизни О.А. Соколов так ни разу и не воспользовался причитающимися льготами участника афганской войны. Только после его смерти, спустя 4 года, в 2012 г. многодетная семья Соколовых получила 20 тысяч на ремонт квартиры.
Сегодня жена и трое детей Соколовых: Наташа, Алеша и Оля живут в маленьком старом однокомнатном родительском доме и тихо мечтают о жилье с удобствами в райцентре.
Если пункт «Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий» (улучшение жилья ветеранов и членов их семьи, в том числе и получение права на жилищный сертификат) Федерального закона «О статусе военнослужащих» заработает в полную силу, возможно и дождутся.
Мария ВИНОКУРОВА.
|