Мы все являемся потребителями предоставляемых нам тех или иных услуг. И не всегда они соответствуют тем нормам и стандартам, на которые мы можем рассчитывать. Кто же призван защищать наши права и напомнить о наших обязательствах при вступлении в отношения с поставщиком услуг? Эта организация носит название Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), с работой которого нас познакомила начальник Территориального отдела в Оймяконском улусе Е. С. СТРЕЛЕЦ.
Екатерина Семёновна работает в Усть-Нере с июня 2010 года. Из беседы мы выяснили, что согласно федеральному закону № 294 в нашем улусе проводятся плановые проверки один раз в 3 года на предприятиях розничной торговли и общественного питания, а также промышленных предприятиях. В 2012 г. были проведены выездные проверки в крупных промышленных предприятиях: ЗАО " ГРК "Западная", "Сарылах-Сурьма", а также в транспортных организациях. Проверки проводятся в сфере контроля над выполнением санитарного законодательства по защите прав потребителя, наряду с этим организуются лабораторные исследования на запылённость, загазованность, освещённость на рабочих местах.
Но чаще всего возникают проблемы в нашей повседневной жизни, при приобретении того или иного товара. Здесь действует "Закон по защите прав потребителя" №2300-1 от 7 февраля 1992 года. Если товары оказались с браком, который при покупке не был замечен, или оказались просроченными, испорченными продукты питания, необходимо обратиться в место их приобретения для замены или возврата денежных средств. В случае, если вопрос решить невозможно, необходимо написать заявление в двух экземплярах на имя руководителя предприятия. Один завизированный экземпляр остается у покупателя на руках. В течение 10 дней заявление рассматривается и выносится решение. Если вопрос разрешить не удаётся, составляется претензия.
При приобретении дорогостоящих товаров, к примеру, мебели, бытовой техники и др. и обнаружении неисправностей и дефекта до окончания действия гарантийного срока, проводится экспертиза.
Если в случае с приобретением некачественных промышленных товаров мы вместе с покупкой приобретаем "головную боль", то от использования в пищу некачественных продуктов возможно прямое попадание на больничную койку. Как избежать этого?
Быть очень внимательным. Лучше воздержаться от покупки резаных, чищенных, усохших и подпорченных овощей и фруктов, как бы аппетитно они не выглядели. Что касается колбасных изделий. Выбор всегда есть, и это уже хорошо. ГОСТ на выпуск переработанных мясопродуктов существует лишь на крупных предприятиях. Обычно небольшие производители работают на уровне соблюдения технических условий ТУ. Здесь действуют упрощённые требования к выпуску продукции. В последние годы внедряется и действует более жёсткий к качеству технический регламент на мясомолочную продукцию.
И отдельный вопрос о ценниках. Они должны быть на все виды товаров, согласно постановлению правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 "О правилах продажи отдельных видов товаров". На них указываются наименование товара, его цена, подпись ответственного лица и дата оформления ценника. На фасованных - дополнительно вес, цена одного килограмма.
Проверка на допуск санитарных норм в детских учреждениях проводится один раз в 2 года. При этом изучаются условия организации питания детей, использование школьного, дошкольного оборудования, детского спортивного инвентаря, освещённость, теплоснабжение, водоснабжение. Водоснабжение... Этот вопрос особенно остро стоит в весенне-летний период. Государственный контроль питьевой воды производится апробированием из мониторинговых точек 4 раза в год сотрудниками лаборатории санитарно-эпидемиологической службы. Это микробиологические, санитарно-химические анализы на наличие возбудителей кишечной палочки, содержание остаточного хлора, цветность, мутность, содержание взвешенных веществ. Претензий к воде из точек забора нет. Но если вспомнить, что до поступления к потребителю вода прошла по системе, мягко говоря, малопригодной для водоснабжения, то лучше прислушаться к совету руководителя Роспотребнадзора и не употреблять некипячёную воду для питья.
В заключение нашей беседы Екатерина Семёновна высказала пожелание о более тесной работе с населением. При нарушении ваших потребительских прав не оставляйте это дело, обращайтесь в Роспотребнадзор за защитой и восстановлением справедливости. Все вопросы легче решаются не в спорах, а в аргументированных доказательствах правоты сторон.
Ольга ШИЛЬКЕ.
|