В геологическом отношении северо-восточные окраины России, включая бассейн верхнего течения р. Индигирки, до начала XX века оставались практически белым пятном. До 20-х годов прошлого столетия бассейн р. Индигирки пересекал единственный геологический маршрут И. Д. Черского.
Первые сведения о рудоносности, не считая упоминаний в сообщениях казаков-первопроходцев XVII века о наличии у оймяконских якутов собственного серебра и свинца, были получены экспедицией С. В. Обручева, выявившей в 1926 году на правобережье Индигирки, в районе Оймякона, в шлихах касситерит и знаки золота на левобережье реки, в низовьях ручья Удумы, правого притока р. Ольчана.
Успехи "Дальстроя" в формировании минерально-сырьевой базы горно-добывающей промышленности в соседнем регионе - на Колыме, предположение Ю. А. Билибина и геологов "Дальстроя" о продолжении геологических структур, в том числе и рудоносных, далее на северо-запад, в бассейн Индигирки, достаточно широкое развитие гранитных пород в хребте Тас-Кыстабыт, на правобережье р. Большого Тарына, наличие оловоносного минерала в шлихах привлекли к Верхне-Индигирскому району внимание специалистов треста "Союзредметразведка". В 1933 году в бассейн верхнего течения р. Индигирки под руководством Ю. А. Одинца направляется экспедиция "На хребет Черского", организованная трестом, при участии Научно-исследовательского института геологии и минералогии (ИГЕМ).
Главной задачей экспедиции было - дать оценку рудоносности междуречья р. Индигирки и её правого притока р. Неры, а также Верхне-Индигирскому району в целом на вольфрам, олово и другие металлы. Несмотря на серьезные трудности, связанные с организацией, снабжением и финансированием экспедиции, четырьмя отрядами, возглавлявшимися Одинцом, Лукиным, Трохачевым, Шпилько, был выполнен большой объем работ. И хотя рекомендации С.В. Обручева и Ю.А. Билибина, на которых базировалось основное задание, не подтвердились, экспедицией были получены весомые данные о наличии в бассейне верхнего течения р. Индигирки промышленных россыпей золота. Шлиховые ореолы, выявленные поисковыми отрядами, по интенсивности, по аналогии с другими россыпными золотоносными районами (Лена, Алдан, Колыма) соответствовали промышленным месторождениям россыпного золота. Экспедицией "На хребет Черского" была установлена золо-тоносность долин рек Большого и Малого Тарынов, включая их притоки - ручьи Курдат, Сергей; долины р. Неры от руч. Хангаласа до устья.
Рекомендации Ю.А. Одинца по проведению дальнейших работ включали: - оценку выявленных шлиховых потоков шурфами: в долине р. Неры (в 1,5 км выше устья руч. Ала-Чубук, в районе приустьевой части руч. Эгелях, в районе приустьевой части руч. Тегергаччи, в районе 2-го притока от устья реки); в нижней части долины руч. Антагачана - в 1,5 км от устья; в долине руч. Курдат - в 1 км и в 5 км от устья; - проведение геологопоисковых работ: в бассейне реки Неры, включая пра-вобережье и левобережье реки от устья руч. Хангаласа до устья; в бассейне рек Большого и Малого Тарынов, включая долины ручьев Курдата и Сергея; в бассейнах левых притоков р. Индигирки - от пос. Тарын до пос. Тюбелях.
То есть Ю.А. Одинцом была разработана конкретная программа начального этапа геологопоисковых работ на россыпное золото в бассейне верхнего течения р. Индигирки. В части теоретического обоснования необходимости проведения работ было сделано заключение о том, что Колымо-Индигирский край и Верхне-Индигирский район представляют единое целое, как по геологическому строению, так и по комплексу полезных ископаемых и их генезису, и объединяются в одну металлогеническую провинцию.
В 1934 году отчет о результатах работ экспедиции "На хребет Черского" по-ступил в Дальстрой. А в 1935 году отряды Нера-Россошинской партии И.И. Галченко, 3-й экспедиции В.А. Цареградского уже шли по правобережью р. Неры. В последующем дальстроевцы (Е.Т. Шаталов и другие) постарались снизить достижения экспедиции Ю.А. Одинца, но факты говорят о том, что, хотя экспедиции "На хребет Черского" "Союзредметразведки" не представилась возможность вскрыть россыпи золота шурфами, одним из первооткрывателей Верхне-Индигирского золотоносного района несомненно является Ю.А. Одинец.
Галченко Иннокентий Иванович вырос на приисках, отрабатывавших россыпи золота. Образования не имел. Трудолюбие, любознательность, острый, целеустремленный ум, с детства усвоенные старательские приёмы и методы поисков россыпных и рудных месторождений золота, виртуозное владение лотком помогли ему стать вначале удачливым старателем, а затем и опытным геологом (прорабом) - поисковиком. С начала 1930-х годов И.И. Галченко работает в геологических подразделениях Дальстроя. Летом - в сезонных, полевых геологопоисковых партиях, зимой - в разведрайонах, на разведке россыпей золота. Как опытный и проверенный поисковик И.И. Галченко был включен в третью Колымскую экспедицию (1933-35 гг.), возглавлявшуюся В.А. Цареградским.
В 1935 году, сразу после поступления в Дальстрой (1934 год), информации об открытии экспедицией "На хребет Черского" на Индигирке золотоносных площадей, В.А. Цареградским была организована Нера-Россошинская геологопоисковая партия под руководством И.И. Галченко (начальник) и Д.П. Асеева (прораб-поисковик), приступившая к поисковым работам на правобережье р. Неры. С юго-запада площадь работ партии граничила по нижним частям бассейнов рек Антагачана - Бурустаха с площадями работ экспедиции Ю.А. Одинца, на ряде участков перекрывая их. С юго-востока и северо-запада район работ партии ограничивался бассейнами рек Бурустаха и Антагачана. Партией И.И. Галченко за один сезон 1935 г. была проведена большая работа - подтверждена золотоносность право-бережья р. Неры и существенно расширены золотоносные площади. Только шлиховых ореолов, соответствующих промышленным россыпям золота, по критериям Колымы, было выявлено более полутора десятков. Это - долины ручьев Каньон, Фарт, Окрашенный по Артыку; долина ручья Надежного по Делянкиру; долины ручьев Анка, Интах с притоками Егорка, Гаврилка по Антагачану; долина руч. Продольного по Бурустаху; долина руч. Урасы по Амбардаху; отдельные участки долины руч. Онгокана. Долины ручьев Каньона, Егорки, Гаврилки, Анки, Продольного, Фарта, Надежного были определены как первоочередные для постановки геологоразведочных работ. В результате И.И. Галченко был признан первооткрывателем Верхне-Индигирского золотоносного района.
Шаталов Евгений Трофимович - один из первопроходцев, прибывших на Колыму в составе второй Колымской экспедиции Ю.А. Билибина (прибыла в бухту Нагаево 2 июля 1931 года). К середине 30-х годов становится одним из ведущих геологов Дальстроя.
В 1936 году Е.Т. Шаталов возглавил Нерскую рекогносцировочную геолого-поисковую партию, организованную Дальстроем от Северного ГПУ с целью заверки результатов работы партии И.И. Галченко и окончательного решения вопроса о степени золотоносности правобережья р. Неры и бассейна верхнего течения р. Индигирки в целом. Геологопоисковые работы Нерской РГПП выполнялись Н.Н. Сильванским и П.У. Поповым. Район работ партии включал площадь на правобережье р. Неры от бассейна р. Делянкир на юго-востоке до бассейна р. Антагачан на северо-западе, практически полностью перекрывая территорию, опоискованную И.И. Галченко. В перспективных долинах, выявленных И.И. Галченко, предусматривалось провести детально-опробовательские работы. Партией Е.Т. Шаталова было уточнено геологическое строение территории, подтверждены заключения С.В. Обручева, Ю.А. Билибина, Ю.А. Одинца о продолжении геологических структур и золотоносности Центрально-Колымского района в бассейн верхнего течения р. Индигирки. Поисковыми работами были полностью подтверждены результаты Нера-Россошинской партии И.И. Галченко, выявлены новые перспективные объекты в бассейне р. Бурустаха - руч. Курун-Агалык, руч. Нючча, в последующем ставшие одними из крупнейших россыпных месторождений бассейна р. Индигирки, а также долина руч. Пиритового, левого притока ручья Хаара-Юряха и долина руч. Нейман.
Е.Т. Шаталовым был разработан детальный план поисковых и разведочных шурфовочных работ по объектам 1-й очереди и подготовлена совместно с другими геологами записка от руководства Дальстроя в Правительственные инстанции в Москве, обосновывающая необходимость проведения в бассейне верхнего течения р. Индигирки серьезных геологоразведочных работ с целью подготовки сырьевой базы для нового горно-добывающего предприятия. В Москве предложения Дальстроя были поддержаны. Отдельным Указом бассейн р. Индигирки включался в территорию особого подчинения, подведомственную Дальстрою. Для подготовки минерально-сырьевой базы нового горнодобывающего предприятия было принято решение об организации Индигирской геологоразведочной экспедиции под руководством В.А. Цареградского (Приказ ДС № 380 от 25 октября 1936 года).
Подготовил Петр Полянский. Фото предоставлено П. Полянским: 1. Иннокентий Галченко (крайний справа) и Степан Дураков (крайний слева) в маршруте, 1933 год. 2. Юрий Александрович Одинец, 1941 год. оборона Москвы.
|