- Когда я пришел устраиваться на работу, которая связана с малым бизнесом, мне сказали: «Работать будешь по трудовому договору. Без трудовой книжки, но отчисления в Пенсионный фонд будут». Возможно ли это? Будет ли идти трудовой стаж?
Сергей Н.
На вопрос читателя отвечает юрист Анна ЕГОРОВА.
- С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления в силу указанного Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера страховых пенсий. Новый закон ввел понятие «страховая пенсия» взамен прежнему понятию «трудовая пенсия». Страховой стаж с 5 лет увеличился до 15.
В соответствии со статьей 14 указанного закона при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Проще говоря, до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (открытия индивидуального лицевого счета - получения вами страхового свидетельства СНИЛС) основным документом, подтверждающим стаж, является трудовая книжка. Записи в ней должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку. В случае если трудовая книжка отсутствует, или записи в ней неверные либо неточные, надо представить другие документы, подтверждающие стаж. Это могут быть, например, справки, выданные работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Следовательно, работодатель читателя отчасти прав, говоря о том, что трудовая книжка застрахованному лицу не требуется. Достаточно трудового договора.
В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
Читателю для контроля за отчислениями страховых взносов работодателем можно порекомендовать следующее:
- зарегистрируйтесь на сайте госуслуг, чтобы на сайте ПФР открыть свой личный кабинет (новая с 2015 г. услуга);
- запросите извещение в личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФР (вашем кабинете), а еще выписку из вашего индивидуального лицевого счета (ИЛС) в ПФР на сайте госуслуг и желателен третий вариант - запросите выписку из ИЛС в клиентской службе териториального управления ПФР по месту вашей регистрации (прописки);
- все периоды трудовой деятельности по трудовой книжке сравниваете с записями на ИЛС. Если все сходится, то очень хорошо.
Главное, чтобы все периоды вашей трудовой деятельности были учтены в страховом стаже (периоде трудовой деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в ПФР) и отражены на вашем ИЛС. Если самому будет трудно все уточнить, то рекомендую с этими документами обратиться в клиентскую службу территориального управления ПФР по месту вашей регистрации, в отдел оценки пенсионных прав, там вам обязаны предоставить все необходимые разъяснения (при себе иметь обязательно паспорт, страховое свидетельство и трудовую книжку или ксерокопию).
|