Сегодня единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку является одним из двух обязательных экзаменов для получения аттестата о полном (общем) среднем образовании, результаты которого сильно влияют на поступление в вуз, независимо от выбранного профиля – будь то инженерная специальность или гуманитарная. В этом году ЕГЭ выявил снижение уровня владения русским языком у выпускников российских школ - минимальный порог составил 24 балла. Почему так остро стоит проблема преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных школах, мы попытались выяснить у эксперта по Государственной итоговой аттестации (ГИА) Усть-Нерской школы имени героя России Игоря Хоменко Светланы Ивановны Виноградовой.
- Не повлиял ли на качество преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных средних школах переход на ФГОС нового поколения?
- В современной школе нужны преобразования, где вполне обычными стали интегрированные занятия, новые формы работы и по программе обновляется учебно-методический комплекс учебников, сборников, словарей, энциклопедий. Другой вопрос: почему утратился интерес к чтению? В этом проблема всей страны. Трудно дискутировать с учащимся, если материал не прочитан. Ситуацию предвидел И.С. Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». В свое время «О засорении русского языка иностранными словами» бил тревогу и вождь пролетариата Ленин. Наша неграмотность - от потери интереса к чтению. Надо возрождать традиции семейного чтения, чтобы ребенок любил читать с малых лет, а не смотреть часами фильмы сомнительного содержания и перевода. Уделите внимание живому общению со своими детьми, чаще интересуйтесь, чем они занимают свое свободное время. То есть проблема «отцов и детей» существует до сих пор…
- Библиотеки завалены книгами современных российских, зарубежных авторов. На ваш взгляд, творчество каких писателей до сих пор остается интересным и актуальным в наши дни?
- Начну с того, что благодаря моей первой учительнице Галине Кирилловне Бобровской, учителям русского языка Ирине Ивановне Батраковой, Анастасии Григорьевне Юдиной я серьезно увлеклась сказками Пушкина, Кольцова, Афанасьева. Позже - чтением поэзии, классических произведений серебряного века. После выпуска из школы № 2 поступила в Уссурийский государственный педагогический университет. На вступительном экзамене по русской литературе писала сочинение по произведению А. Блока. В годы студенчества (в конце 70-х) было огромной радостью достать запрещенную литературу раннего творчества Набокова, Довлатова, Ахматовой, Гумилева, Булгакова и др. Их темы любви, жизни, нравственности, о человеческом факторе всегда были и будут актуальны. Вообще, мне повезло идти по жизни с людьми, сыгравшими важную роль в моем становлении как учителя. Это: М.В. Алексеева, А.А. Буренина, В.А. Храброва, В.П. Теплова и, конечно, М.С. Денешек - тонкий психолог, компетентный и грамотный педагог-новатор, который интуитивно опережает время, события, факты. С ней мы проработали 34 года!
Поздравляю всех коллег с профессиональным праздником - Днем учителя! Желаю, чтобы в этот день звучали самые искренние пожелания и слова благодарности в ваш адрес от учеников, выпускников прошлых лет, их родителей. Желаю всем здоровья, радости, благополучия и творческих успехов! Горячий привет моим любимым выпускникам разных лет, я всех вас помню, люблю, ценю и благодарна судьбе, что есть у меня такие разные, но состоявшиеся личности. Не забывайте родную школу, которая 1 сентября встретила свой юбилей – 40 лет. Согласитесь, это большая дата: нам есть что вспомнить и о чем поговорить. Пишите, звоните, приходите! мы будем всегда рады вновь увидеть вас!
Мария ВИНОКУРОВА
|