Бывая в разных местах в творческих командировках, так иногда хочется поделиться увиденным. Предлагаю вашему вниманию наброски к будущей книге о городе Покачи, ХМАО Югра. Думаю, что то огромное впечатление и эмоции, обрушившиеся на меня в тех местах, получилось отразить в написанном. Культура хантов не была для меня, выросшей в Якутии, большим открытием, но стала яркой отправной точкой для размышлений о жизни вообще, философских раздумий, для начала какого-то нового пути…
Как приходит к человеку Его песня? Каким ветром, какой волной приносит она слова свои к идущему по летней тундре охотнику? Плачем ли детским навеяна сидящей у колыбели матери? Перезвоном ли бубна, клекотом клина гусиного, летящего на закат, обронена?.. Своя песня настигает человека в его добрый час и в печали миг, мерцает как огонек в родимом оконце, согревает сердце, делает длинную дорогу короче. Коли нашел ты свою песню - можешь ею делиться с родными своими, с друзьями, с оленями и птицами - всем она будет по нраву, по душе. Но твоей останется навсегда, как это небо бескрайнее, как обычаи предков незыблемые, как лес вековой вокруг.
Вниз по Вать-Егану летит моторная лодка, несет древняя, одна из тысяч аганских рек, двадцать первый век на своих волнах. И сквозь шум мотора, сквозь сжатые губы, сквозь плотную, не продуваемую ткань фирменной куртки слышу напев - чул-чул-чул, тёй-тёй-тёй. Это рыбак наш поет, охотник наш навстречу ветру лицо подставляет… Или так хочется-мечтается мне, чтобы пел? В этих местах побывав, не забудешь свежести капель прозрачной воды, скрипа белого песка, говора людей этой реки - неспешного, в простоте своей мудрого и чуть насмешливого, этой песни, обретенной, Своей, не забудешь...
Маленькое поселение на пять дворов - Устье. Первая встреча с ним - с высоты лебединого полета накануне - вертолет кружит над высоким местом на берегу Вать- Егана, и впрямь - раз, два, три …пять крыш разбросаны на бору, прямо среди сосен, пихт и полыхающих неистовым огнем осин. По тропке бегут трое мальчишек, за плечами одного ружье, другие машут свободными руками. Завтра я узнаю, что меня ждал здесь счастливый день.
В день нашего гостевания в Устье народу совсем немного - кто и есть, тот в лесу спозаранку, а в основном в стойбищах да в поселках - первое сентября скоро, надо детей приодеть, учебники получить.
Перебрасываются между собой ханты быстрыми словами, подшучивают над приезжими, скрытые улыбки таят в уголках губ, а глаза выдают - искрятся лукавыми искрами. Им видятся наши дела суетными, интерес праздным - какие съемки?! Время спелых ягод к концу, мало теплых дней остается - грибы-ягоды ждут, не дождутся, в кузова, куженьки набиться. И вы тут некстати - наряжайся, прохаживайся.
Долго раскачиваются герои намеченной фотосъемки - жители Устья. Ходят от крыльца к крыльцу, беседуют, подзадоривают друг друга, со стороны может показаться, что "воображают" или стесняются. Ни то, ни другое. Неспешность и раздумывание - пожалуй, в природе местных жителей, куда гнать, все само как надо произойдет, не надо жизнь торопить - бесполезно. Все равно что лесу говорить : "Зеленей быстрей", реке: "Леденей быстрей", оленю: "Ешь быстрей" - все своим чередом…
Ходим друг за другом, присматриваемся, первыми располагаются к гостям собаки - они, как и люди - и по-русски понимают, и по-хантыйски. А особенно доброе слово ловят. Самостоятельная собака - не чета привязанным, гордится собой, дразнит на привязи сидящих - "Глядите, соседки, гостей вожу, угодья показываю". Не всерьез злятся привязные, ворчат, ругаются: "Ишь, бездельники, нет чтоб короб за спину, ружье на плечо, да в лес… Эх, у каждого своя работа. Наша - реку охранять, Устье в покое содержать, людям сообщать - спокойно, мол, все, мы на месте. Ваша - с фотоаппаратом ходить, людей будоражить, собак за ушами трепать".
Вышла в расшитом бисерным узором шелковом платье Вера Ивановна, тоже ворчит, улыбаясь: "Ну что, в лабаз, что ль пойдем?". Теплеют глаза - достала дочкино платье. "Дочка-то уж выросла - девушка, а платье лоскутами-цветами да бисером выложено - храню”. Подтягиваются к лабазу любопытная молоденькая соседка с сыном, котенком. Независимой походкой из дома появляется кот Рыська, приметный - с обрубышем-хвостом, толстый, рыжий, сытый - сам по себе кот. Так и пристал к нашей небольшой экспедиции - больше собачьей повадкой - везде за нами ходит, свое мудрое "мур" вставляет, независимость проявляет, на ручки просится, позирует как заправский актер - хозяин, одним словом. Лабазы - новому взгляду - избушки на курьих ножках, для местных привычный уклад. Еще деды и прадеды так ставили - без гвоздей, без железа налаживали, на высоких сваях. Там сухо, проветриваемо, ни мыши , ни горностаи не заберутся, не напакостят. В лабазе - шкуры оленьи и лисьи, малицы зимние, саки летние, расписные, вышитые, хвостами меховыми, перьями лебяжьими украшенные. Любят ханты наряды яркие, красоте испокон веков поклоняются. Мастерицы в стойбищах никогда без дела не сидят, даже когда отдыхают.
Под лабазом нарты стоят, на нартах короб-сундук . Просим, откройте, что там у вас? Отворачивает голову Вера Ивановна, ни да, ни нет не говорит и не отворяет, уводит разговор, к коту обращается, к малышу, к соседке. Хохочут хантейки, углом платка закрываются. Потом уже, работая в библиотеке, в музее в Покачах, вычитала - в таких сундуках дух домашний живет, покой своего очага бережет. Потому и не открыли его нам хозяйки, но и отказом гостей не обидели.
На высоком берегу Вать-Егана, обдуваемом благословенным ветром, мошкару уносящим, стоят из простых досок сбитый стол и скамья. Не для работы скамья, для созерцания, для отдыха глазам и думам свободы. Как, наверное, хорошо присесть здесь усталому путнику, охотнику, пришедшему из леса, скинуть груз долгого дня, уйти взглядом в прозрачность неба и воды, унестись мыслями в прошлое и будущее. Глаза отдыхают, а руки тем временем сети перебирают, снасти чинят, ловко дыры в них зашивают. Не может человек просто сидеть, руки опустив, не для этого ему руки - работу ладить они сами могут, а голова пусть успокоится, мысли как стая птиц клином выстроятся, вот момент - затянуть Свою песню:
… Ты, моя Река, мысли мои знаешь, надежды мои осуществляешь, сына моего растишь и дочь мне подаришь. Ты, мой Лес, во всем мне помогаешь - зверя и белого, и черного, и красного посылаешь, ягодами солнечными и лунными меня угощаешь. Мудрые Боги мои, правила и законы мне поверяете, как надо жить учите и все обо мне знаете…
На столе у реки Татьяна, хозяйка одного из пяти домов, по нашей просьбе, в мгновенье ока разделала большущую щуку, пойманную соседом Сергеем спозаранку. С такой ловкостью, что нам времени для фотосессии вроде бы и не хватило. Голову щучью привычно ножом разломала - так положено, не нами, старшими. Удача, чтоб в добыче всегда была. Немногословно объясняет, что там рассказывать - сто раз уж говорено, в сказках изложено, записано пришлыми людьми. Рыбьи очистки куда- то понесла, не бросила не глядя, тоже - так надо… Если жить во всем, как надо, не пропадешь.
***
Все знают историю храброй девочки Герды, спасшей своей любовью и верой друга Кая. Все помнят, как в своих скитаниях Герда попала на подходах к чертогам Снежной королевы к лапландке и финке.
Гуляя по Устью, я вдруг отчетливо увидела - сказочная девочка в этих местах - прямо как на картинке. Низкие бревенчатые дома, поросшие мхом лабазы, глинобитный очаг, пылающий жарким огнем, нарты, собаки, вывешенная на просушку рыба, надетые на специально вбитые колья кисы - меховая обувь - это и есть жилища фино-угорцев, к которым относятся местные жители ханты. И северный народ другой крови - соседи и уже многим родственники ненцы также естественно вписываются в этот сказочный сюжет. Вполне могла Герда пронестись на белом олене по этим местам, и местные - хантейка и ненка (а не финка и лапландка - издержки перевода всего лишь) обогрели и накормили бедняжку - насыпали полную куженьку клюквы, налили наваристого бульона, угостили печеными окунями. Как гласит здешняя пословица: если у меня есть олень - ешь вдоволь мясо, если нет мяса - пей всласть чай, если и чая нет - грейся у моего костра сколько душе угодно. Здесь снабдили отважную малышку мудрым советом, научили, как найти свою тропинку в чужом лесу, по каким зарубкам выйти ко дворцу Снежной тиранши и как сделать длинную дорогу короткой. И она, маленькая храбрая девочка, в свою очередь, оставила свой след в этих местах. Из уст в уста передают ханты сказку о том, как страшится хитрый подземный, холодный демон "женщин и дев, чьи сердца отважны и наполнены горячей любовью". Очутившись в знакомой сказке, почувствовав сердцем покой, размеренность и разумность лесной жизни. Вдохнув воздух Агана, подружившись с его людьми и животными, понимаю, с благодарностью и трепетом в сердце ко всем, кто зримо и незримо привел меня к этим местам, что нашла куплет для Своей песни. Сначала узнала здесь о том, что достигнув возраста "своей походки", я должна найти и "свою песню" - как это мудро, тонко. А потом поняла, что один куплет уже сложился в этот счастливый день.
Елена ХУСАЕВА.
|