27 января исполняется 70 лет со дня освобождения советскими войсками от блокады немецко-фашистскими войсками города-героя Ленинграда. Это - День воинской славы России. Ленинградцы показали образец стойкости, выдержки и патриотизма. Во время блокады погибли около 1 млн. жителей, в том числе более 600 тысяч от голода. В ходе военных действий немецкие войска пытались сравнять город с землёй, а его население поностью уничтожить. Однако, ни обстрелы и бомбардировки, ни голод и холод не сломили его защитников.
В 1944 году, продолжая блокаду Ленинграда, немцы организовали сильнейшую оборону вокруг города. Изготовленная из бетонных плит ограда, защищенная минными полями и рядами колючей проволоки, создавала мощный щит, обещавший сдержать любой прорыв Советской Армии. В ответ на это советское командование соединило силы Прибалтийского, Волховского и Ленинградского фронтов для проведения решающего наступления. В планах германского командования захват Ленинграда был одной из важнейших стратегических и идеологических задач, решив которую гитлеровцы рассчитывали сломить волю многонационального советского народа. По срокам блокада Ленинграда длилась 900 дней и запомнилась, как самая жестокая осада в мировой истории.
Одним из жителей осаждённого Ленинграда был и наш земляк, житель села Томтора Эрнест Алексеевич Зарядов. Он - уроженец Ленинграда, 1935 года рождения. Его отец Андрей Христофорович работал в морском порту заместителем заведующего элеватора. Мама, Елена Алексеевна, была научным сотрудником, кандидатом наук в области физиологии. В 1937 году отца арестовали. Время было смутное, и многие в те годы безвинно осужденные прошли через жернова НКВД. Боясь за дальнейшую судьбу своих детей, Елена Алексеевна дала им отчество по своему отцу. Спустя много лет, в 1955 году Андрей Христофорович был реабилитирован посмертно.
Елену Алексеевну после ареста мужа выслали из города, отправив на поселение в Ташкент. Там она работала в медицинском институте имени Молотова ассистентом кафедры, затем доцентом. Из семьи остались бабушка, дедушка, сестрёнка Ирма и маленький Эрнест. В 1942 году от голода умер дедушка, и бабушка, чтобы спасти детей от голода, определила их в детский дом, где работала медсестрой.
В 1942 году детский дом эвакуировали из Ленинграда через Ладожское озеро на «Большую землю». Добравшись до Новосибирска, группа маленьких и изголодавших ленинградцев была принята в детские учреждения, а Эрнест со своими близкими продолжил путь по Туркестанской железной дороге в Ташкент, где их ждала Елена Алексеевна.
Спустя год после войны семья переехала в город Иваново. Там Елену Алексеевну приняли на работу в сельскохозяйственный институт на кафедру анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных.
В 1949 году из жизни ушла и бабушка. И в 1952 году семья переехала в Белоруссию, город Гродно. Там же в 1955 году, после окончания десятилетки, Эрнест был призван в армию, отслужив три года в авиации. Затем была учёба в Ленинградском гидрометеорологическом институте, и в 1964 году по направлению прибыл впервые в Якутию, в город Вилюйск, на аэрологическую станцию. Здесь и произошла встреча с будущей супругой Валентиной Николаевной, которая тоже приехала после окончания учебного заведения и работала техником-аэрологом. Воспитали двух дочерей, одна из которых живёт в городе Гродно, а другая на родине отца - в нынешнем Санкт-Петербурге.
Пришлось поработать и в Киеве в Бориспольском аэропорту инженером-синоптиком АМСГ. Но судьба распорядилась так, что Якутия оказалась именно тем местом, куда захотелось вернуться вновь. И в 1972 году Эрнест Алексеевич вернулся в Оленёк, где работал начальником метеостанции. Спустя некоторое время переехал с семьёй в Оймякон, где работал инженером-аэрологом на метеорологической станции.
Из детства Эрнест Алексеевич запомнил пешие прогулки с дедушкой по одной из главных улиц Ленинграда – улице Марата, где слушали сводки с фронтов и выступления И.Сталина. Попав вместе с остальными ребятишками детского дома в больницу имени Боткина из-за массового заболевания сыпным тифом, помнит, как из окна больничного барака наблюдали за бомбовыми ударами. Неподалёку от них, на расстоянии около 300 метров двух- и трёхэтажные кирпичные коробки опустевших домов раскачивались от взрывов, как трава на ветру. Помнит, как переправлялись на речном трамвае через Ладожское озеро из осаждённого Ленинграда. Судно не было пригодно для перевозки, но выхода другого не было. Озеро было неспокойно и малыши с трудом преодолевали качку. Отчалили серым непогожим утром и лишь к вечеру добрались до другого берега. А далее под стук колёс по железной дороге дети были отправлены в далёкую Сибирь. Дорога не была лёгкой. Попав под обстрел, они наблюдали за воздушным боем.
- Страха не было, - говорит Эрнест Алексеевич, - лишь детское любопытство.
Так впервые для маленького Эрнеста, его сестрёнки Ирмы и бабушки начался долгий путь. Туда, где не стреляют пушки, но где война оставила свои отпечатки - потерявших кров людей и вернувшихся с фронта калек.
Необычайно лёгкий в общении, с феноменальной памятью, способной до мельчайших подробностей вспомнить события прошлых лет, Эрнест Алексеевич оставил доброе впечатление умного, достойного, стойкого человека.
Блокадники – это особая категория людей, достойная уважения и преклонения перед их мужеством. Низкий Вам поклон!
Ольга ШИЛЬКЕ На фото: Наш земляк, житель села Томтора Эрнест Алексеевич Зарядов
|