Здравствуйте, уважаемая редакция газеты "Северная заря" и ее дружный коллектив! Посылаю вам еще одну историческую фотографию. Но для лучшего представления их получается две.
А история такова. В начале 80-х годов прошлого столетия Усть-Нерский автопарк для водного участка (был такой при автопарке) для перевозки грузов по реке Индигирке в летний навигационный период комбинату "Индигирзолото" начал получать новые самоходные баржи. Было их получено пять штук. Основным перевозимым грузом было жидкое топливо для приисков "Юбилейный" и вступивший в строй "Хатыннах", а также прииска "Нелькан", где постоянно работал на барже капитан В. Беляев.
Баржи эти получали в Якутске и своим ходом по рекам Лене и Алдану доходили до Хандыги. А из Хандыги перевозились в Усть-Неру.
Первую баржу, пришедшую до Хандыги, было решено перевезти в конце августа. Ее, конечно, доставили, но с большими трудностями через Кадыкчан и Аркагалу. В одном месте (около "Заячьей петли") этот "поезд" не "вписывался" на узком крутом повороте. Нос баржи цеплял за скалу сопки. Сопровождающим пришлось вызывать из Хандыги взрывников, чтоб взрывом убрать эту скалу. На это ушло более трех суток. На участке дороги от Кюбюмы до Кадыкчана - огромное количество рек и речушек, а через них хилые мосты. Их необходимо объезжать. В некоторых местах сделать объезд не было возможности. А переезд по мосту через р. Куйдусун… Мост этот шатается даже, когда по нему проезжает простой автомобиль с нормальной загрузкой. Ко всему этому для перевозки негабаритного груза необходимо было получить разрешение ГАИ Томпонского, Оймяконского районов, Магаданской области в г. Сусумане. Но все это было преодолено и баржу благополучно довезли до Усть-Неры на водный участок.
Из-за перечисленных выше трудностей от этого пути отказались. И решено было остальные баржи перевозить зимником от Кюбюмы. Получилось и короче, и проще.
Но баржи подходили в Хандыгу по осени. Вытаскивались на сухой пологий берег из воды и находились там всю зиму. Погрузка баржи на прицеп осуществлялась двумя автокранами грузоподъемностью по 25 тонн. Хотя пустая баржа весит 33-34 тонны и длина ее достаточно большая. Поэтому для погрузки необходимо было два крана. А прицеп для перевозки этих барж был изготовлен работниками Артыкской автобазы. От списанных а/м "Татра" были установлены три задние "тележки". Этой перевозкой было поручено заниматься Артыкской автобазе. Была выделена а/м "Татра-815" как тягач и один из опытнейших водителей Владимир Воронов, а для подмоги и страховки еще один тягач "Татра-815". И еще дополнительно техпомощь Усть-Нерского автопарка "КрАЗ-255".
Вот один эпизод доставки грузов для нужд Оймяконского района. Эти люди занимались своим обычным, но не всегда простым делом, не требуя за это никаких наград.
На этих снимках машины, на одной из которых баржа, при спуске на "Желтом" прижиме Хандыгской трассы. Остановка в этом месте была необходима для того, чтобы прицепить на трос а/м "КрАЗ-255" для подстраховки в торможении на спуске.
Еще раз поздравляю жителей Оймяконского района, а также работников редакции газеты "Северная заря" с юбилейным годом.
Виктор ГРИГОРЬЕВ. п. Серебряные ключи Тульской обл.
|