В нашем районе проживает немало семей, чьи корни из далёкой Бурятии. Это уважаемые люди, принесшие немалую пользу нашему краю. Сегодня мы познакомим своих читателей с молодой семьёй, совсем недавно приехавшей в наш посёлок, но уже сумевшей найти своё место, заявив о себе.
Глава семьи Баир Бадмаевич Доржиев, его супруга Эльвира Борисовна Цыбиктарова и дети - очаровательный малыш Даба и дочь Надюша. Приехали они из Улан-Удэ. Почти все приехавшие на Север преследуют одну цель - создать достойную жизнь для себя и своих близких, что вполне понятно. Баир нашёл себя в бригаде работников по установке стеклопакетов в жилых домах, Эльвира, будучи по образованию педагогом-хореографом, обучает ребятишек Усть-Нерского детского дома азам хореографии. Современная молодая семья придерживается национальных традиций. Много знают из истории культуры своего народа.
За разговором о житье плавно перешли к вопросам, касающимся основам создания семьи у народов Бурятии. На чём же она, семья, держится? Как и у каждой молодой пары любой национальности и вероисповедания: на любви, верности, взаимопонимании. Всё так просто и понятно. Как только в дом невесты приходят посланники жениха, для дорогих гостей сразу накрывают стол и обе стороны знакомятся между собой. Договор о женитьбе имеет силу после обмена между отцами поясами-кушаками, что является залогом успеха в предстоящих событиях. Решаются вопросы проведения торжеств, финансового благосостояния будущей молодой семьи, места их будущего проживания. Дату проведения свадьбы назначают вместе с ламой для выявления благоприятного дня для торжественного события и лишь позже обращаются в государственный орган ЗАГСа для подачи заявления. Свадьба начинается в доме невесты. Жених должен выкупить у её родителей тот роскошный цветок, который они вырастили и взлелеяли. Родители невесты выносят приданное своей дочери.
Рождение ребёнка - это событие не менее важное и ответственное. Родители обеих сторон ходят в Дацан - буддийский храм и молятся о лёгких родах и здоровье будущего малыша и его мамы. Первая кроватка ребёнка - колыбелька, которую готовят, окуривая можжевельником или другой травой для очищения. Только после этого ребёнка укладывают в нее. Чтобы дать ему имя, молодые родители вновь обращаются к ламе, который предлагает имя согласно дню рождения малыша. Ведь с именем мы даём ребёнку и судьбу. Родители и сами могут выбрать имя по своему усмотрению, но за благословением всё же обращаются к ламе.
Народ, который живёт по традициям своих предков, праздники отмечает так же, исходя из культурного наследия. И один из самых почитаемых - праздник встречи Нового года по лунному календарю. Он называется Сагаалган, празднуется в феврале-марте. Это день рождения новой жизни, новой силы, новых идей и планов на будущее. За большим праздничным столом собирается вся семья, а она, как правило, многочисленна. На стол подаются мясные блюда: позы, варёная баранья голова, сваренная целиком для самых дорогих и почитаемых гостей, бухэлёр (цельное, куском сваренное любое мясо). Причем, спиртного на столе нет. В предновогодний день от Сагаалгана Бутуудер, как и в других религиях, перед началом нового освобождаются от всего старого, ненужного, пришедшего в негодность.
Из летних праздников ярким событием является Сурхарбан, что в переводе с бурятского означает "метание из лука”. Это, поистине, спортивный праздник, где выявляется самый сильный, меткий, быстрый участник соревнований. При большом скоплении зрителей и болельщиков проводятся состязания и в дни празднования Эрын гурбан наадан, означающий "три игры мужей". Сюда входят конские скачки, национальная борьба, стрельба из лука. Этот праздник отмечается ближе к июлю-августу. Победителей ждут ценные призы: от живого барана, которого победитель должен пронести на себе по кругу почёта, до автомобиля. Далее проводятся игры по волейболу среди мужских и женских команд.
Буряты сильны в умении показать национальное искусство в танце. Один из самых часто исполняемых - ёхор. В нем танцующие образуют круг, взявшись за руки и плотно прижимая локти друг к другу, символизируя единение, сплочённость. При этом вырабатывается общая энергетика танцующих людей.
Буряты - люди степей и огромных площадей, где в пространстве далеко раздаётся мелодичный звук национального инструмента лимбэ (дудочка, наподобие свирели), сделанной из латуни. Игрой на таком инструменте владеет старшая дочь семьи Надежда. Пользуются музыканты и национальным смычковым инструментом под названием морин хур. Его струны сплетены из прочного конского волоса, как впрочем, и у смычка.
Любят жители степей после работы побаловать себя чайком, но не тем, к которому в обычном понимании привыкли мы. Это чай особого приготовления - ногон цай. Мы попросили у хозяйки дома рецепт приготовления этого особого напитка и предлагаем нашим читателям.
В кастрюлю с холодной водой на один литр положить щепотку зелёного плиточного чая, довести до кипения, кипятить в течение 5 минут. Затем в содержимое добавить щепотку соли, молоко 1/2 литра и ещё раз прокипятить 5 минут. Процедить, разлить по чашкам, причём без сахара. Есть и другой вариант. В кипящий зелёный чай добавить обжаренную до золотистого цвета пшеничную муку, соль, молоко, масло.
От всей души благодарим хозяев гостеприимного дома за рассказ о жизни, быте, культуре своего народа, малочисленные народы которого помогают нашему северному уголку земли своими знаниями, трудом, неравнодушием.
Ольга ШИЛЬКЕ. Фото автора.
|