Передо мной - пожелтевшая от времени фотокарточка моей мамы, Марии Михайловны Громовой. Март 1970 года.
В то время ее, техничку Терютского сельского клуба, бывшего оленевода председатель сельсовета Петр Николаевич Кривошапкин попросил снарядить оленьи нарты и принять участие на "Проводах зимы", организуемых в Усть-Нере. Объяснил, что там в программу праздника включили катание на оленях.
…И вот наступает конец марта, приближаются праздничные дни. Мама со своим родственником Кешей Прокопьевым отправляются на оленях Терютского отделения совхоза "Дружба" в Усть-Неру. С ними просится, чтобы только покататься на оленьих упряжках, моя девятилетняя сестренка Аня, ученица второго класса. Двухдневный путь их пролегает через участок Сайылык, заброшенное село Тарын и прииск "Нелькан". В то время в якутском селе Сайылык еще жили люди, в клубе крутили кино, на ферме содержался общественный скот. А сахаязычные дети этого участка учились в Терютской восьмилетней школе.
И вот в Сайылыке Аня, увлекшись игрой со своими одноклассницами, приехавшими из Терюти на каникулы, вдруг заявляет маме, что ей здесь очень нравится и она остается. В никакую "столицу", Усть-Неру уже не хочет и просит забрать ее на обратном пути.
Как потом рассказывала мама, "Проводы зимы" в райцентре прошли очень интересно. Народу на празднике было много, хозяйки пекли блины, весельчаки плясали "цыганочку". Особое внимание и любопытство устьнерцев привлекли терютские олени. И дети, и взрослые буквально бегали за ними, всем хотелось покататься на оленьих упряжках.
…Пока в Усть-Нере шел праздник, жизнь на Сайылыке текла своим чередом. Здесь в то время жили Гермогеновы, Кондаковы, Кривошапкины, Неустроевы, Хабиевы, Атласовы, Егоровы и другие якуты и сахаляры. Сестренка Аня со своими подружками Лизой и Любой Кривошапкиной целыми днями играла в куклы, каталась с горки с сестрами и братьями Хабиевыми, бегала смотреть заброшенные шахты.
Однажды в дом тети Степаниды Гермогеновой, где остановилась девочка, прибежала Марина Михайловна Кондакова. Помахала какой-то бумагой и радостно воскликнула: "Смотри, в районной газете напечатали фотографию твоей мамы с Проводов зимы!".
Так маленькая Аня впервые увидела "районку" и звонко произнесла: "Север-ная заря", текст Л.Мусихиной, фото Г. Степановой". (В то время она и не догадывалась, что пройдут годы, и она будет работать в этой газете с легендарной Галиной Петровной Степановой). …На фотографии наша мама была запечатлена сидящей верхом на олене (у нас сохранился тот пожелтевший газетный снимок). Сфотографировалась возле здания райсовета, сейчас это - поселковая администрация. Принарядилась женщина-таежница, на плечи накинула расписную русскую шаль. Видимо, был яркий солнечный день, сильно прищурилась. Такая серьезная, а вокруг - много народа. В толпе видны две сестры, жители Сайылыка Мария и Клара Кривошапкины. Чуть поодаль в солнечных очках стоит председатель сельсовета Петр Николаевич Кривошапкин, - беспокоится, не испугаются ли столпотворения таежные олени, смогут ли удержать их Кеша с Марией.
Вот эта фотография с устьнерцами во время "Проводов зимы" (которую вы видите) хранится в нашем семейном альбоме.
Мама рассказывала, что на празднике состоялся парад мотоциклистов, автомашин, ей особенно понравились "женщины-березки" (видимо, это были работницы детсада или школы). Вечером терютцы оставили оленей пастись на подсопнике над агробазой, сами поужинали в "Дружбе" у гостеприимных друзей - Марии и Дмитрия Семеновича Егоровых и отправились в Дом культуры, где состоялось награждение передовиков, были танцы, пляски до упаду. В этот день народ веселился от души.
Так раньше провожали Зиму устьнерцы. Вот какие были люди ("богатыри, не мы!"): и работать, и праздновать умели.
Светлана ЕГОРОВА. с. Терют.
|