"Дальстрой", или Государственный трест по строительству дорог и промышленному освоению Севера, был создан Постановлением Совета труда и обороны СССР 13 ноября 1931 года. Директором треста был назначен Эдуард Берзин, в 1938 году расстрелянный как враг народа.
Создание дальстроевской лагерной системы организации промышленного и транспортного освоения северных регионов Советского Союза в 1930-1950-х годах явилось неизбежным порождением утвердившегося в то время политического режима. Под надзором спецкомендатур людей использовали на дорожно-строительных, горно-эксплуатационных, лесозаготовительных и других тяжелых работах.
Строительство знаменитой Колымской автомагистрали началось в 1932 году со стороны Магадана. В 1942 году трасса вышла к р. Алдан, до п. Хандыга и соединила ИГПУ с центральными районами "Дальстроя". Примерно в эти же годы в западном направлении от п. Усть-Нера была проложена автодорога до рудника "Аляскитовый", где добывали вольфрам и прииска "Разведчик" с ответвлениями на Ольчан и Маршальский.
Дороги первого этапа строились шириной до 4-х метров (позже ширину полотна клали 7,5 м) и толщиной насыпи до 50 см. Связь с приисками Юбилейный, им.Покрышкина, Панфиловский, Хатыннах осуществлялась по автозимнику, летом по Индигирке или самолетами. Совсем мало что в настоящее время напоминает о тяжелом и трагическом прошлом в истории строительства Колымской трассы.
Остатки многочисленных лагерей, отдельных лагерных пунктов и бараков вдоль трассы могут показать только старожилы, но их осталось совсем мало. Кое-где еще можно увидеть "кладбища" бывших прорабств и поселков, где жили и работали заключенные, это Адыгалах (Управление дорожных лагерей), Куранах-Сала, Кюбюма… Строители, работающие на расширении дороги в Томпонском районе, бульдозером сгребли в кучу останки зданий лагерного пункта, бывшего прорабства "Прижим".
История Колымской трассы - это наша история. История подвига первооткрывателей природных богатств и трагической судьбы колымских узников. История массового героизма людей, работавших и работающих в суровых условиях Крайнего Севера.
Строительство федеральной автодороги "Колыма" на территории Оймяконского улуса завершено ГУ ДСД "Дальний Восток" в 2008 году, тогда же и был установлен монумент "Колыма из слез восстала".
Автор композиции - Федот Макаров, член Союза художников России и РС (Я), архитектор - Павел Чямпин, художник - Федот Константинов. Руководитель проекта - Юрий Спиридонов, заслуженный художник Российской Федерации, академик Академии Северного форума.
Огромную помощь в строительстве монумента оказали ООО "Янтарь" (А.М. Карась) и ООО "Армен" (Н.А.Меликсетян).
Татьяна ЯКОВЛЕВА, научный сотрудник краеведческого музея. п. Усть-Нера (Фото из книги "Федеральная дорога Колыма"). На фото: Монумент, посвященный строителям Федеральной автомобильной дороги "Колыма" (Магадан - Якутск).
|