Началась Декада пожилых людей. Добрая и благородная миссия. Многие пожилые действительно ждут её, переживают, радуются, волнуются, как маленькие дети перед Новым годом. Что по этому поводу думает юбиляр, отметивший 12 сентября свое 85-летие - Зинаида Васильевна Федорова? Та самая девочка из деревни Ольхово под Москвой, помогавшая партизанскому отряду под командованием Героя Советского Союза Юрия Германа в Великой Отечественной войне?
Обычный с виду деревянный двухэтажный дом, возле входа лежат старые доски от прежней завалинки. Сегодня многие дома райцентра после паводка выглядят подобным образом, ожидая чьих-то хозяйских рук. Из чистого и теплого подъезда попадаю в уютное гнездышко гостеприимной хозяйки. На столе холодец, грузди, свежий овощной салат, хрустящие соленые огурчики из бочонка, вкусная масляная картошечка с домашней горчицей. За горячим чаем с медом, с неподдельным восхищением слушаю рассказ Зинаиды Васильевны, про то, как ходила она за грибами, про уток, которые плавали в паводковой воде. Так и не смогла задать вопрос: "Как же вы справляетесь одна, готовите, стираете, по дому убираетесь?". Оказывается, и в подъезде успевает порядок наводить! Выглядит хозяйка намного моложе своих лет, и дай Бог ей всегда оставаться такой.
- Я не люблю планировать заранее. На днях столько хлопотала, готовилась день рождения отмечать, гостей ждала, а попала в больницу. Но за подарок заместителю главы Раисе Михайловне Садыковой большое спасибо! Что жду от праздника? В газетах пишут, что будут льготы на лекарства. На самом деле те лекарства, которые мне выписал лечащий врач, в аптеке не отпускаются. Говорят, берите другие, заменяющие. От помощи на дому я обычно тоже отказываюсь. Походы в магазин, на почту - для меня своего рода зарядка. Советую и молодым, ведь движение - это жизнь.
Уважает ли молодежь старость? Это как посмотреть, вот к примеру, сосед постоянно пьянствует и шумит. Почти каждую ночь бессонница из-за шума за стеной. (Коля, прошу, будь человеком, не шуми! Человек войну пережил, всё вытерпел, уважай хоть возраст!). Скучаю по детям, внукам, живу одной надеждой на скорую встречу. Спасибо за помощь и поддержку моим соседям, Евгении Евгеньевне, Людмиле. Девчонкам из терапевтического отделения большой и низкий поклон за всё, что делаете для нас! Подругу, которая вся в работе, старейшего педагога Анну Семеновну Турчак всегда жду на чай. Звони, - улыбается Зинаида Васильевна перед нашим расставанием. Мандарины, бананы со стола перекочевывают в мою сумку: "Это твоим детям, мне нельзя". На улице захотелось петь от радости общения со светлым и добрым человеком.
* * *
54 года назад следующая героиня моего рассказа - Галина Андреевна Широкова приехала молоденькой девчонкой к родным из далекой Удмуртии. Как раз в 60-х наступила "оттепель", и муж старшей сестры Нины, Василий Михайлович Злобин, осужденный по 52-й статье, получил долгожданную вольную и устроился в ВИГРЭ шофером. Жизнь стала налаживаться. Нина преподавала в вечерней школе заключенных. Галину сразу взяли на работу в райисполком бухгалтером.
- Тяжело вспоминать свое босоногое детство. Росли как травинки в поле. Матери, одной поднимающей на ноги четверых девчонок, было некогда нас приласкать, обнять, поцеловать. Целыми днями она пропадала на колхозном поле. Может поэтому, отчетливо помню, как перед проводами на войну 1942-го пришел 18-летний (не целованный девушками) двоюродный брат Аркадий. Как поднял меня на руки и крепко прижал к себе, целуя и укалывая щетиной. Видно, чувствовал парень, что не вернется живым, как и его братья Коля и Женя…
Вспоминаю со смехом мальчика-хулигана Генку Обухова. Как-то налетел на меня, стал кулаками барабанить, а я ведь не умею драться. Но обида заставила толкнуть его изо всей силы. Он бедный аж упал, худющенький, не докормленный дитя войны, а я уселась на него и не знаю, что делать дальше. Не было злобы и на местных немцев с Поволжья на станции Кельмес в Удмуртии (куда я ходила учиться) ни со стороны коренных жителей удмуртов, татаров, башкиров, ни со стороны русских. Как будто понимали, что к войне, развязанной Гитлером, никакого отношения не имели. Жили очень дружно и мирно, да и некогда было ссориться.
В сегодняшнем здании редакции "Северной зари" находился комбинат "Индигирзолото", КМТС (контора материально-технического снабжения), где я проработала 19 лет и 17 - в сфере культуры. Через дорогу стояло деревянное здание госбанка (действительно, перед частным домом, возле садика №1 "Петушок", стоит уцелевшее от того банка бетонное хранилище для денег. Толщина стен довольно внушительная - больше сорока сантиметров. - Авт.). В банке работали замечательные девушки Татьяна Кузнецова и Галина Давыдкина. В кабинетах, где сейчас располагаются сотрудники газеты, неустанно работали главный бухгалтер комбината Александр Александрович Хуртин, начальник финансового отдела "Индигирзолота" Николай Григорьевич Гвоздиков, Георгий Константинович Кузнецов, Данил Абрамович Дружинский. На втором этаже, где сейчас военкомат, располагались дирекция и инженерная группа. Теперь вы знаете, почему так часто я к вам заглядываю.
С каждым годом нас меньше и меньше. Всех впечатлений, переживаний, радости будней не сохранить, да и память уже не та (6 сентября Галине Андреевне исполнилось 77). Надо снять фильм о нас, о людях труда, прошедших все испытания временем, выстоявших голод, разруху, войну, сталинские лагеря, смену властей. Фильм для вас, молодых, чтобы знали и вспоминали иногда, - закончила рассказ и поспешила удалиться моя собеседница, вечно молодая и энергичная Галина Андреевна. Надеюсь, не раз ещё мы сходим с ней по ягоды и грибы ранним летним утром…
Мария ВИНОКУРОВА. На фото: Г.А.Широкова (в центре, во втором ряду) в кругу друзей.
|