Около тридцати лет назад в аэропорту "Оймякон" (с. Томтор) был свой клуб, где крутили разные фильмы, по выходным проходили танцы, в столовой потчевали вкусными завтраками и обедами, а взлетно-посадочная полоса, мечта многих местных пацанов, строго охранялась.
Сейчас аэропорт (авиаплощадка) "Оймякон" с легендарной военно-воздушной историей "Аляска-Сибирь" в годы Великой Отечественной войны переживает не лучшие времена. В книге краеведа Тамары Васильевой "Полюс холода и его неразгаданные тайны" можно узнать много интересного. Как, например, в четырехчасовом полете от Сеймчана до Оймякона военные летчики летали в холодной кабине без отопления с обмерзшими стеклами. И когда в Якутске не было погоды, в Оймяконском аэропорту, имеющем 2 посадочные полосы, накапливалось до ста самолетов. Среди них были и американские бомбардировщики "Митчел Б-25", самолеты-истребители "Аэрокобра Р-39", "Киттихаун Р-40" и военно-транспортные перевозчики "СИ-47" и "СИ-46". Иногда шасси самолетов не выпускались, и на полосу подкатывали пустые бочки до ста штук. Самолеты садились на них брюхом и бочки катились, заменяя таким образом шасси...
Здание аэропорта села Томтор сейчас находится в плачевном состоянии. Сегодня пассажиры, среди которых пожилые люди, беременные женщины и маленькие дети, вынуждены дожидаться вылета в жару и ненастье под открытым небом. В маленькой диспетчерской не лучше, летом протекает прохудившаяся крыша, а в осенне-зимний период вообще отсутствует тепло. Его отрезали из-за больших долгов. Портовской энтузиаст, местный предприниматель Александр Долженков, как-то отдыхая у родных в Волгограде, бросил клич: "Требуется работник Оймяконскому аэропорту". Чисто случайно это объявление через друзей в Волгограде попало к выпускнику Рижского летно-технического училища Владимиру Бектанову. Тогда сын солнечных степей Калмыкии не побоялся ехать на Крайний Север.
- О Якутии знал по школьной программе, а об Оймяконе узнал здесь, в маленьком селе Томторе, - признается Владимир Иванович. - Работаю диспетчером воздушного сообщения. По расписанию встречаем самолеты Л-410 (знаменитые в советское время "чебурашки"). По графику за сезон у нас запланировано всего 30 рейсов. Но сегодня ситуация намного изменилась, из-за паводка нет дороги, стало быть растет спрос на воздушные пути до Якутска. Стоят билеты недорого, на 50% ниже себестоимости, то есть из 22-23 тыс. руб. пассажир оплачивает только половину, остальное субсидируется из бюджета республики. Сезон воздушных рейсов продолжается с апреля до октября. Работаем, несмотря на то, что здание аэропорта находится в аварийном состоянии, никогда не ремонтировалось, да и вряд ли подлежит восстановлению.
Мне предоставили сразу жилье, не жалуюсь. Но хотелось бы улучшить качество работы с населением. Людям нужен зал ожидания, кафе или ларек, новый диспетчерский пункт с современной аппаратурой.
По национальности я - калмык, но якутские праздники очень похожи на наши. Летом был на республиканском Ысыахе молодежи в Томторе - это самое зрелищное мероприятие, которое посетил за три года. Люди здесь отличные, гостеприимные. Чего не скажешь о ценах, такое ощущение, что здесь за каждый преодоленный километр добавляют. Хорошо, что работа у меня сезонная, в октябре заканчивается вахта. В Калмыкии меня с нетерпением ждет моя семья. Жена, дети, родной город. Хочется, конечно, чувствовать себя хозяином на рабочем месте и попытаться решить некоторые вопросы, но местные власти нас просто не слышат.
- Да, грустно, что приходится в День воздушного флота России жаловаться, - вступает в разговор инженер радиосвязи и по совместительству оператор по ГСМ Сергей Зверев. - Многие жители наших наслегов ностальгируют по советским временам, когда действительно на территории аэропорта жизнь била ключом. Здесь вырос я, моя жена Ольга Чернявская, родились наши дети: Володя, Антон и Юлия. (Эх, жалко, что наш Александр Долженков находится в отпуске, он умеет говорить о наболевшем!).
Времена давно изменились, людям со всех наслегов давно надо было отстаивать свои права на строительство нового здания аэровокзала, диспетчерской, комнаты матери и ребенка. Многие возвращаются с маленькими, а для них нет специального места, где можно поменять подгузники, покормить.
По соседству с нами красуется тюсюлге, построенное жителями для республиканского Ысыаха. Значит, можно и здесь привести все в божеский вид, огородить взлетную полосу? Живем в 21 веке, а гоняем скот с нее перед самой посадкой самолета, смешно и обидно... Пригласили специалиста из самой Калмыкии, а вдруг он не такой как мы, упертый, возьмет и уедет безвозвратно. Конечно, это проблема не только наша - троих работников аэропорта, а всего Оймяконского улуса. Хватит позориться и позорить благородную профессию авиаторов. (Это не для печати, а впрочем… как вам угодно).
Может, кто обратит, наконец-то, на нас, сельских авиаторов, свое внимание,- сказал на прощание Сергей Владиславович Зверев, русский парень, выросший среди якутов, искренне влюбленный в Оймяконье, настоящий патриот Полюса холода.
Мария ВИНОКУРОВА. На фото: Так выглядел когда-то аэропорт "Оймякон".
|