Встречу с этим человеком искали польские туристы. Чем же смог заинтересовать их обычный житель нашего посёлка? Обычный ли? Мы встретились с Андреем Аркадьевичем Огарковым, чтобы послушать его рассказ об удивительном и трудном путешествии.
Сейчас он один из тех, кто на заслуженной пенсии. Но несколькими годами раньше работал машинистом бульдозера на участке «Сентачан». Зимой работа кипит – разгар сезона, когда нужно добыть как можно больше руды и своевременно вывезти с участка по зимнику. А в летний период остаются несколько человек для охраны шахты, объектов и проведения ревизии отопления. Был среди тех, кто остался, и Андрей Аркадьевич. Но пришло распоряжение руководства рудника, что оплаты не будет ввиду нехватки средств. Это был июль 2009 года. Напарник вылетел вертолётом, а у героя нашего рассказа не было при себе необходимых документов. И он принял решение выбираться пешком, самостоятельно. 12 июля покинул базу и пошёл по ручью. Дошёл до его верховья и решил заночевать в шалаше, который сам и построил. Утром следующего дня двинулся в путь и спустя несколько часов набрёл на заброшенный автобус, служивший случайным путникам укрытием от дождя и ветра. Начался проливной дождь, и наш герой, изрядно промокнув, решил не искушать судьбу и остановиться на ночлег, чтобы с утра пораньше опять продолжить путь. Старался держаться параллельно реке Адычи, чтобы окончательно не заплутать в тайге.
У него с собой была карта местности, составленная по памяти одним из работников участка. Его одиночество разделил пес Мишка породы лаек. С ним делился своими размышлениями, и животное преданно следовало за человеком, доверяя свою собачью жизнь. Но в тайге пути их разошлись. То ли верный друг в собачьем обличье понял безрассудство поиска дороги в непролазной тайге, то ли потерял след хозяина после дождя, но больше их дороги не пересекались.
17 июля пришлось преодолевать сложный перевал - Неньдельгинский хребет уже в одиночку. На всё ушло 14 часов. Хотелось пить, преследовало неутолимое желание есть. Спустился к ручью, развёл костёр, вскипятил чай на травах. Продукты убывали, а впереди лежала дорога в неизвестность, и где она заканчивалась, было сложно понять. После многочасовых скитаний вышел к заброшенному посёлку Полярному. Надеялся встретить здесь людей, но геофизики и бурильщики, которые последними покинули этот Богом забытый уголок, улетели за день до того, как Андрей Аркадьевич попал в поселок.
На расстоянии 4 км по ручью Адыча набрёл на заброшенную дорогу. Она вела в Медвежий распадок. Встречу с хозяином тайги избежать не удалось. Человек и зверь почувствовали нутром друг друга и разошлись каждый своей дорогой. Много километров осталось позади. Но и впереди неизвестность - сколько придётся еще пройти? Ручей упирался в сопку и пробивался с обратной её стороны. Обойдя её, позже осознал, что имел привязку к другой реке – Джолакаг, которая брала начало с хребта Боронг. Когда поднялся на верховье одной из скал, попал в сильный туман, а впереди зияла чернотой огромная пропасть. Окончательно понял, что это тупик. Верный путь, приведший бы к людям, был окончательно потерян. Нашёл грот в скале, отдохнул и решил возвращаться обратно на базу.
На обратном пути отлёживался по несколько дней. Голод и общее недомогание, связанное с длительным переходом, и переохлаждение брали верх над здоровьем. По пути ставил петли на зайцев, пытался насытить измотанный голодом организм. В один из вечеров вышел вновь в посёлок Полярный. Пытался в потёмках найти мало-мальски пригодный дом для ночёвки и неожиданно увидел свет, пробивавашийся в одном из окон. Там оказались буровики. На его стук в дверь находящиеся в помещении люди застыли в немом оцепенении, онемев еще больше, когда порог переступил обросший и исхудалый человек.
Парни с буровой предложили неожиданному гостю неприхотливую еду: рис с тушёнкой . Они ждали прибытия вертолёта, который должен был забрать их на следующий день. По рации передали, что на борту дополнительный пассажир.
Так закончилось путешествие длиною в полтора месяца, в котором человек победил природу. Она не раз угрожала его жизни непроходимыми ручьями, отрогами высоких скал и встречей с диким зверьём. Но Андрей преодолел страх перед неизвестностью, холодом и голодом и доказал, в первую очередь себе, что способен оценивать обстановку, быть предельно собранным, и удача была к нему благосклонна. На базе его окончательно потеряли. Надежда на то, что он сумеет выйти из тайги самостоятельно, таяла с каждым днём. И каково же было всеобщее удивление, когда получили первую весточку, что Андрей жив, спустя долгие дни и ночи скитаний по тайге. Конечно, его пример другим наука, как сложно порой сделать правильный выбор. И он его сделал...
Ольга ШИЛЬКЕ.
|