Большие мероприятия всегда радуют возможностью пообщаться и даже подружиться с интересными людьми. Так, на Конгрессе хомуса я совершенно случайно познакомилась с Иваном Ильиным, участником конгресса.
Коренной москвич, психолог по образованию, промышленный альпинист свой юбилейный день рождения справил в далеком Оймяконе с коневодами. Но обо всем по порядку.
Хомус - всему начало
- Игрой на хомусе увлекся примерно три года назад, до этого видел их у друзей. А свой первый инструмент приобрел на Алтае. Я иногда на нем поигрывал. А вот когда мы путешествовали на Байкале, меня, так сказать, понесло. Желание играть на этом инструменте стало уже как потребность, которое надо удовлетворять каждый день. Забегая вперед, скажу, что у меня есть уже своя коллекция хомусов. Каждый из них имеет свой неповторимый голос, подходит под определенную жизненную ситуацию. Хомус - очень интересный инструмент, который приближен к душе человека, поскольку отсутствует опосредование. Человек может взять варган и передать во внешний мир свои чувства. Я его называю психотерапевтическим инструментом, через который человеку позволено разрядиться эмоционально. И вот я нашел единомышленников-хомусистов. Стал посещать школу игры на хомусе, которая работает при Постпредстве РС (Я) в Москве.
Для меня важно быть независимым
- Здесь я познакомился с Андреем, занимающимся продвижением туризма в селе Томтор Оймяконского улуса. А надо заметить, что я увлекаюсь туризмом, много путешествую, и мне давно хотелось посетить интересные места не только с точки зрения отдыха, а попытаться влиться в жизнь людей на этих местах.
Для меня север был абсолютно неизведанной зоной. К тому же, на мой взгляд, очень важно для современного и свободного человека обладать пространством, вариантом выбора и профессии, и места жительства. Потому что не секрет, что на Западе у людей возникают огромные проблемы, доводящие вплоть до суицида, когда человека увольняют с работы - тем более все там живут в кредит. А Москва - как витрина Запада: общество постепенно к этому и идет. Люди психологически привязаны к наличию тыла за спиной и при попадании в какую-либо экстремальную ситуацию теряются.
Считаю: чем шире мой жизненный опыт, тем больше у меня свободы.
Спасали только аудиокниги
- Итак, было решено узнать изнутри, как живут и трудятся люди в Якутии. И с апреля я стал работником коневодческого хозяйства "Тонор".
О-о-о, это сложная, тяжелая, изнурительная работа. В какие-то моменты она переходит грань просто работы и становится отупляющим трудом. С 8 утра до вечера размахивать топором или лопатой, или грузить бревна - это нелегко. И каждый день - как близнец, похожий на прошедший. А нужно заметить, что без этой работы там вообще никуда: делать надо, а выполнить все можно только вручную. Мне было тяжело и морально, и физически, от этого у меня начинала "ехать крыша". И в этот момент очень здорово выручили аудиокниги.
Хочется заметить трудолюбие и взаимоподдержку якутян. Я понимаю, что это, прежде всего, влияние среды, где ошибка может стать роковой. У всех населяющих этот суровый край генетически заложено в экстремальных ситуациях помогать друг другу, не жалея ни сил, ни времени. Конечно, везде есть отзывчивые люди, но чтобы это было всеобщим незыблемым негласным правилом, такого я нигде прежде не встречал.
На примере коневодов могу сказать, что люди на севере работают с полной самоотдачей, потому что иначе ничего не получится. За тебя никто этого не сделает, и ты можешь замерзнуть, и есть будет нечего. Многие после такого изнурительного труда получают разрядку в алкоголе: у человека, выполняющего такую изнурительную, рутинную работу, скапливается напряжение. И люди, не зная другого выхода, только и умеют, что пить и стрелять по уткам. Это вопрос культуры, воспитания, формирования поколений. И, действительно, становится грустно, потому что многие из них могли бы реализовывать себя в какой-то другой дополнительной области. Но не созрела еще эта культура в целом массовом понимании самореализации. И теперь нужно воспитать поколение, которое, выполняя такую работу, имело бы возможность проявлять свой человеческий потенциал в полной мере.
Случись что - могу приехать и стать коневодом
- Якуты - отзывчивые, интересные люди, у меня появилось много друзей. В целом черты как народа немного отличаются, но а отношения внутри семьи, коллектива такие же, как и везде, как в больших городах, так и в маленьком селе на краю света. Как психолог, я еще раз убедился, что во всем мире люди совершенно одинаковы: у них одни и те же внутренние проблемы, вопросы отношений, одинаковые отрицательные и положительные черты характера.
Все, конечно, сильно удивлялись моему поступку, и друзья в Москве и в Оймяконе решили, что я немножко чудак. Мне этот опыт, проходя через который, я приобрел для себя многое, был необходим. Но с моей стороны это был своего рода специальный акт. Потому что в городе, в комфорте, душа прирастает к вожделениям, к легкости бытия. И, проходя через такие испытания, преодолевая трудности, на самом деле мы формируем и закаливаем характер. Я слежу за этим в себе, и для меня было потребностью пройти через такой опыт. Теперь я знаю, что тяжелый труд для меня не из разряда невозможного. Вполне могу работать и коневодом. У всех должны быть варианты обустройства жизни на разные случаи. Когда ехал, договорился работать только за питание. А в итоге мне решили заплатить за мою работу. И я смею надеяться, что заслужил вознаграждение (смеется).
Приехать зимой? Зима у вас очень холодная, суровая. На данный момент "таежная романтика" у меня исчерпана. Но я не исключаю возможности, что в будущем возникнет желание приехать еще раз в Якутию. Теперь уже испытать себя в морозы.
Александра АЛЕКСАНДРОВА. ("Молодежь Якутии").
|