В республиканский Год Арктики достойны большего внимания и уважения малочисленные народы Севера, сохранившие свои уникальные традиции, быт, культуру и язык. В стремительно развивающийся ХХI век уровень жизни оленеводов-эвенов Якутии оставляет желать лучшей доли, как, например, у их соплеменников, живущих в Ямало-Ненецком округе, на Аляске, в Финляндии, Китае. Почему не меняется судьба целого народа, предсказанная еще в 90-х эвенским поэтом Андреем Кривошапкиным: «Ютимся теперь на жалких клочках, смиряясь по своей простоте. Одни богатеют в больших городах, другие в тайге – в нищете»?..
Долгих два дня пути на лошадях уйдет по бездорожью добраться из Ючюгея до местности «Малтан», где расположилось оленеводческое стадо № 10 – уютное гнездышко большой династии Громовых. Здесь с тремя своими сыновьями: Дмитрием, Александром и Николаем ждет своих внуков на летние каникулы 79-летняя Ульяна Алексеевна ГРОМОВА. Многолетний опыт, как испещренные морщины на улыбающемся добродушном лице. Ее трудовой стаж потомственного оленевода, ветерана тыла и труда, ветерана сельского хозяйства Якутии составляет 62 года!
- Здравствуйте, он бидьас? (с эвенского «Как живете?»). Расскажите о себе…
- Свою мать Марию Андреевну не помню, она умерла, когда мне было всего 1,5 года. Все обязанности матери взвалила на свои плечи моя старшая сестра – Анна, от нее я переняла практически все необходимые навыки труда, которыми должны обладать женщины-эвенки. Это умение готовить, печь хлеб на открытом огне, охотиться на дичь, рыбачить, содержать свой очаг и быт, выделывать оленьи шкуры для пошива теплой кожаной одежды и обуви по сезону, чтобы все члены многочисленных семейств (в одной семье не меньше 5-6 детей) были накормлены, одеты, обуты. Раньше наши женщины рожали абсолютно здоровых детей сами, без медицинского вмешательства и обходились без лекарств. Не пить, не курить, быть в ладу с природой – вот секрет хорошего здоровья. Жаль, не сохранилась самая дорогая память – орден Георгиевского креста I степени, награда моего отца – оленевода Алексея Александровича, за сохранение поголовья оленей в тяжелые годы.
- Вы многодетная мать, воспитавшая и вырастившая 8-х детей, кавалер орденов «Материнская слава» I, II степеней, юбилейных наград «Победа в ВОВ 1941-1945 гг.», серебряного знака почета РС (Я). Какой путь выбрали ваши дети?
- Мой муж Николай Кириллович Громов был лучшим кадровым охотником совхоза «Оймяконский», ГУП «Ючюгейское». Он – неоднократный победитель социалистического соревнования, ударник коммунистического труда, имел Почетную грамоту Президиума Верховного Совета СССР (умер в 1991 г.). Не сравнить тяжелый труд оленевода, пастуха, охотника, чумработницы с другими профессиями. Его оценивают по достоинству лишь те, кто за несколько тысяч километров от цивилизации каждый день борется за завтрашний день. Как сказал поэт Андрей Кривошапкин: «Будет олень – будет эвен», без оленей у нас не будет жизни. Поэтому мы пытаемся их сохранить. До слез обидно слышать от некоторых людей, что мы – нация без будущего.
Считаю, что мои дети выбрали свой правильный и достойный путь. Старший Дмитрий – потомственный оленевод, заслуженный работник сельского хозяйства РФ. Дочь Екатерина с мужем – кадровые охотники, продолжающие семейные традиции: обучают детей нелегкому труду кочевников. О такой жизни, возможно, мечтал и Алексей, которого нет в живых… Средняя, Ульяна Николаевна работает социальным педагогом в Томторской средней школе. Она ответственная за организацию и сохранность моей большой выставочной коллекции, которая не раз оценивалась гостями, иностранными туристами международного зимнего фестиваля «Полюс холода». Средний Александр за многолетний добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса, «за большой вклад в развитие северного домашнего оленеводства» отмечен почетными грамотами главы улуса, Министерства сельского хозяйства РС (Я) и РФ. Короткую, но яркую жизнь прожил средний сын Андрей Громов, известный в республике поэт-песенник под псевдонимом Агди (переводится с эвенского как Гром, автор популярной песни «Гранитный камешек», исполняемой нашумевшей в начале 90-х группой «Божья коровка» - Ред.). Сардана выбрала профессию воспитателя детского сада. Младший Николай, восемь внуков и один правнук – продолжатели нашего эвенского рода Громовых. Одно плохо, старшие говорят на родном языке, а младшие не понимают большей половины сказанного на эвенском…
- Выполнило ли свое обещание правительство - повысить зарплату оленеводам? С какими проблемами приходится таежникам мириться и почему?
- Долгожданный 25-летний юбилей ОПХ «Ючюгейское» встретили без обещанного аванса, руководители задерживают и без того маленькую зарплату оленеводов. Без вмешательства чиновников региональных властей этот вопрос не решить. Сам депутат Ил Тумэна В.А. Местников ознакомился с непростой ситуацией, надеемся на помощь главы улуса М.М. Захарова. Может потому, видя безысходность своего положения, пропивают честно заработанные «копейки» некоторые работники оленеводческих стад? После этого еще просим оставаться работать молодежь в оленестаде…
В советское время нас хорошо снабжали охотничьими патронами, а на сегодня на них лимит от Минсельхоза, в сезон выдается всего 100 штук. Как потом противостоять бесчинствующим в последнее время стаям серых хищников?! Несколько лет подряд страдает от непрошеного гостя – медведя основная зимняя база. Ослабло и снабжение медикаментами ветеринарных служб. Отчаявшись, умудрялись лечить больных оленей лекарствами для людей.
- Изделия, сделанные вашими руками, не раз украшали республиканские, российские и зарубежные выставки, удостаивались восторженного внимания парижан, становились ценнейшими экспонатами районных и республиканских музеев Якутии. О чем сегодня мечтает признанный народный мастер?
- Мечтаю дожить до 100 лет (смеется), как можно дольше быть рядом со своей большой и дружной семьей.
PS: В маленьком Ючюгее, где эвенов насчитывается всего 86 человек мужского пола и 78 женского (вместе с детьми), две родовые общины «Малтан» у У.А. Громовой и «Киркун» А.И. Черкашиной сохраняют свою традиционную самобытность. Скромно промолчала ветеран, что на склоне почтенного возраста так и не обрела на селе крыши над головой. Все четыре месяца: декабрь, январь, февраль, март живет у своих детей, а все остальные - в оленестаде: в брезентовой палатке с «буржуйкой». Глава поселения мог бы походатайствовать, чтобы Ульяна Алексеевна по праву стала почетным гражданином Ойяконского улуса и, возможно, встретила бы 6 января 2015 года свой 80-летний юбилей в новом доме, вместе с детьми, внуками и правнуками…
|