Из Оймяконского района на фронт мобилизации не было. Но уроженцы нашего района призывались во время учебы или работы в других районах или городах.
В сентябре 1941 г. Якутским ГВК был призван в ряды Красной Армии помрежиссера Якутского драмтеатра Заболоцкий Максим Иванович, уроженец Сордоннохского наслега, Оймяконского улуса, 1920 г. рождения. Уже 14 декабря 1941 г. он воевал в составе 163 стрелкового полка в Волховском направлении Ленинградского фронта. Воспоминания фронтовика хранятся в краеведческом музее с. Томтор. «Первые дни я воевал с винтовкой, три раза участвовал в штыковых схватках. Иногда, даже ночью перестреливались, отбивали немецкие атаки и неизвестно было, кто, сколько уничтожал гитлеровцев. После доверили автомат, в одном из боев лично уничтожил 18 фашистов и поджег один танк. 23 марта в рукопашной схватке заслонил своего командира и получил тяжелое ранение правого глаза. С командиром переписывался до недавнего времени. После тяжелого ранения, после госпиталя служил в охране авиационного завода им. Дзержинского в г. Новосибирске», - вспоминал впоследствии сам фронтовик. За свои подвиги Заболоцкий М.И. награжден орденом Славы 3 степени», медалью «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и многими юбилейными медалями.
Уроженец Сордоннохского наслега Винокуров Ананий Егорович воевал против империалистической Японии, награжден медалью «За победу над Японией».
Уроженец с. Томтор Винокуров Семен Федотович в ряды Вооруженных Сил призван в октябре 1939 г. Майор Винокуров С.Ф. командовал ротой танков в 107 гвардейском мехполку 34-й механизированной дивизии, служил преподавателем танкового училища. Майор-танкист награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
Заболоцкий Павел Васильевич. Работал в редакции газеты «КЫЫМ». Уроженец Ючюгейского наслега, 1913 г. рождения. Призван 22.09.42 г. ЯГВК. Умер от болезни 25.09.43 г. на ст. Мальта Читинской области.
Кривошапкин Афанасий Данилович, уроженец Тарын-Юряхского наслега. Призван 8.06.42 г. ЯГВК. Пропал без вести.
Наша память навсегда сохранит их скромные имена, их подвиг во имя сегодняшнего дня.
Еще одна страница войны Якутии - это авиатрасса Аляска-Сибирь.
В день нападения фашистской Германии на советский союз премьер-министр Великобритании У. Черчилль выступил по радио с обращением к английскому народу. Он сказал: «Любой человек или государство, которые идут с Гитлером – наши враги…
Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу такую помощь, какую только сможем».
О поддержке советского союза в войне с Германией высказался 24 июня 1941 г. и президент США Ф. Рузвельт. На московской конференции представителей трех держав – СССР, США, Великобритании, которая проходила 29 сентября – 1 октября 1941 г., обсуждался вопрос о доставке американских боевых самолетов в СССР. Было решено поставлять в СССР, начиная с 1 октября 1941 г., по 400 боевых самолетов в месяц. Однако до конца года было доставлено всего 204 самолёта в основном через Мурманск. Стало ясно, что новый маршрут - недосягаемый для противника. Летом 1942 г. в ходе переговоров глав правительств антигитлеровской коалиции одобрили новый маршрут доставки самолетов по воздуху через Аляску и Сибирь.
В короткие сроки были реконструированы аэродромы в г. Киренске и г. Якутске, построены новые в Сеймчане, Маркове, Уэлысане, созданы промежуточные в Олекминске, Оймяконе и запасные в Канске, Алдане, Зырянке. На строительство аэродромов в Киренске и в Оймяконе были мобилизованы колхозники Оймяконского района. Также были мобилизованы на охрану аэродрома «Оймякон» 12 колхозников. Среди них: Петр Васильевич Вензель, Гавриил Платонович Егоров, Егор Гаврильевич Готовцев, Моисей Прокопьевич Винокуров, Константин Афанасьевич Неустроев из Сордоннохского наслега, Пётр Петрович Слепцов, Николай Петрович Слепцов из Терютского наслега, Семен Васильевич Кондаков, Иннокентий Дмитриевич Скрыбыкин, Дмитрий Афанасьевич Кривошапкин из Тарын-Юряхского наслега, Петр Ильич Сивцев из II Борогонского наслега, Николай Максимович Заболоцкий, Давыд Иванович Слепцов из Ючюгейского наслега.
Перегонка самолетов по трассе началась 7 октября 1942 г., и уже в октябре самолеты первой группы штурмовали колонны фашистов в районе Сталинграда. Общая протяженность авиатрассы составляла 14 тыс. км. 3 тыс. км. от заводов США до Фэрбенкса. 6,5 тыс. км от Фэрбенкса до Красноярска и приблизительно 4,5 до Красноярскадо фронта железной дорогой или воздухом. Трассу обслуживали летчики перегоночной авиадивизии под командованием героя Советского Союза, генерал – майора Мазурук Ильи Петровича. Дивизия комплектована из пяти авиаполков.
1-й ПАП (перегоночный авиаполк) дислоцировался в Фэрбенксе, отсюда перегоняли до Уэлькаля – 1500 км.
2-й ПАП дислоцировался в Уэлькале и перегонял самолеты над безлюдной Чукоткой и Колымским хребтом до Сеймчана – 1400 км.
3-й ПАП дислоцировался в Сеймчане, перегонял самолеты из Сеймчана до Якутска и как вспоминал генерал-майор Мазурук И.П. : «Маршрут от Сеймчана до Якутска - 1200 км, самый нелегкий. Он пролегал над высокогорной территорией, а также над Оймяконским районом - полюсом холода». На этом маршруте самолеты садились на дозаправку на промежуточном аэродроме Оймякон.
«Я три года отслужил в охране аэропорта. Самолеты всегда прилетали как стая гусей. Впереди бомбардировщик или грузовой самолет, а по обеим сторонам маленькие истребители. Однажды самолет не смог выпустить колесо, тогда мы по команде, а народу было много, где-то 150 человек, выкатили по одной бочке, положили в ряд. Самолет сел брюхом на эти бочки и остался цел. Дисциплина была строгая, без разрешения в село не отпускали». (Из воспоминаний жителя с. Томтор Давыда Ивановича Слепцова).
4-й ПАП дислоцировался в г. Якутске, перегонял по маршруту Якутск-Киренск 1331 км.
5-й ПАП дислоцировался в Киренске, перегонял самолеты из Киренска до Красноярска – 965 км.
Евгений ИВАНОВ,
учитель Сордоннохской средней школы
(Продолжение следует).
|