Сегодня мы в гостях у преподавателя класса фортепиано Усть-Нерской музыкальной школы Ольги Михайловны Щербаковой. Маленькая комната предназначена только для учителя и ученика, присутствие третьего уже мешает процессу игры и самой атмосфере преподавания урока классической музыки. Но часы ожидания занятий стоили того, чтобы после тет-а-тет насладиться профессиональной игрой педагога на старом инструменте, способном ещё извлекать из себя волшебные звуки музыки Френсиса Лея из кинофильма «История любви». Восхитительно! Браво!
- Великий музыкант Людвиг ван Бетховен считал: «Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия», а для вас она...
- Была всегда и остается желанным гостем. Мои родители были простыми строителями, но шли навстречу желаниям дочерей: моим и сестры Гали, которая после окончания школы тоже стала преподавателем по классу фортепиано и по распределению работала в с. Томторе (1979 г.), затем в Усть-Нерской музыкальной школе. На первое прослушивание в старом здании музыкальной школы по ул. Полярная я пришла вместе с отцом, Михаилом Петровичем Цапарь. Дрожащим от волнения голосом спела «Портрет Ильича», тогда мне было всего 7 лет, а на дворе шел 1963 год. Боже, как потом радовалась, что меня приняли не в обыкновенную школу, а самую желанную - музыкальную! Кто знал, что детская увлеченность перерастет в сильное и серьёзное чувство, которое приведет к выбору профессии? А родители преподнесли новый сюрприз: приобрели сверкающий заводским лаком инструмент советской марки «Красный Октябрь». Вот так у меня появилась возможность получить престижное, модное в 60-х направление, начальное музыкальное образование.
- Вы помните своего первого учителя? Кто был самым «модным» лицом культуры в те годы?
- Первые учителя, не помню почему, менялись: Н.И. Зуева, З.И. Косилова, В.Ш. Меликов, Г.Н. Алмаев, но каждый из них оставил в моей душе свой след. Выпустила меня из музыкальной школы и дала рекомендации для поступления в музыкальное училище Лариса Ивановна Кольцова, выпускница Краснодарского музыкального училища, которая привила вкус к классической музыке, научила техническим навыкам хорошего исполнения. Они дали мне путевку в жизнь, благодаря педагогам, музыка стала моей единственной и главной профессией. Ведь могла стать переводчиком английского языка. но в 10 классе приняла твердое решение и поступила в Якутское музыкальное училище, после окончания которого, в 1978 г., по распределению приехала в родной поселок, где я работаю по сегодняшний день уже 38 лет. А пример было с кого брать. Это элита культурной интеллигенции 60-х, выпускники столичных вузов, училищ, которым, буквально во всем, подражала местная молодежь: первый постановщик оперетт, режиссер народного театра Борис Лебедев, талантливый хореограф, создатель ансамбля народного танца «Золотинка» Нина Цыганок, энтузиаст-руководитель Дома пионеров Людмила Флеер, где я занималась в драматических и танцевальных кружках.
- Сегодня на занятиях прозвучала свободная тематика. Ученики сами выбирают что играть на экзамене?
- В репертуаре наших детей не только классические произведения, но и современные, эстрадно-джазовые, произведения японских, французских композиторов. Так одна из моих лучших и способных выпускниц, ученица Диана Булгакова презентовала нотный вариант произведения японского композитора Дзё Хисаиси из анимационного фильма «Nowl’s Moving Castle Theme» («Ходячий замок»). Никто из преподавателей не был шокирован таким неожиданным выбором. наоборот, приветствуем, ведь музыка, как сказал великий Бертольд Авербах - «единственный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою». Только что вы слушали в красивом исполнении Алены Беляковой «Меланхолический вальс» композитора Даргомыжского. В школу приходят все желающие обучаться музыке – необучаемых детей нет. Наша задача развить их способности, дать общее эстетическое и интеллектуальное развитие с помощью классической музыки. В рамках Года культуры впервые наш район посетил духовой оркестр якутской филармонии «Лена River Brass» (дирижер Павел Васьковский), у которого, кстати, весьма разнообразный репертуар: «Амурские волны» М. Кюсса, джазовый госпол «Go Down Moses», популярный хит «Gangnam Style». В нашей школе были проведены мастер-классы по фортепиано, духовым, ударным инструментам, гитаре. Класс фортепиано представила гостям ученица Виктория Шалаева. В этом году коллектив нашей музыкальной школы, возглавляемый более 20 лет энергичным директором А.А. Кустиным, вошел в «100 лучших музыкальных школ России». Мы поддерживаем национальный проект первого президента Якутии Михаила Николаева «Музыка для всех», где большое внимание уделяется музыкальному образованию детей, начиная с дошкольных, общеобразовательных и музыкальных школ. В рамках объединения музыкальных требований общеобразовательных и музыкальных школ более тесное сотрудничество выразилось в наших концертах для учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ. На мой взгляд, каждый родитель должен быть заинтересован в получении качественного, начального музыкального образования своего ребенка. К примеру, дети наших педагогов - выпускники прошлых лет музыкальной школы: Михаил Кравченко, Оксана Щербакова; Павел, Юлия Кустины; Екатерина Медведева (дочь С.Н. Авериной) - фортепиано; Анна, Денис Сериковы - флейта; Мария Иванова (дочь А.М. Онипко) - аккордеон; Быстровы: Михаил - скрипка, Анна - аккордеон, Денис - духовые. Помню поименно всех своих учеников разных выпусков, но отмечу самых активных участников различных концертных программ: М. Зенкова, С. Батаров (номинация «Надежда» конкурса «Новые имена», г. Якутск), Ю. Балтухаева, Е. Кожевников, А. Ерошкина, К. Пристинская, Д. Пристинский, Н. Лукаш, А. Аммосова, Д. Булгакова, Д. Хижнякова. В нынешний Год культуры подрастают новые звездочки, моя надежда: О. Шкода, Д. Муратов и учащиеся постарше: А. Захарова, В. Шалаева, А. Егорова, В. Осипова, А. Антоненко, А. Белякова.
В дальнейшем мы планируем достойно завершить Год культуры и встретить 70-летие Великой Победы. В сентябре этого года каждый класс принял новых учеников, а с ними было приятно видеть родителей, бабушек, дедушек, ожидающих у классов своих детей и понимающих, какое важное влияние имеет на развитие ребенка классическая музыка. По свидетельствам медицинских исследований, через год музыкальных занятий соединительная лента между мозговыми полушариями увеличивается на 25 %.
Ученицы класса фортепиано Анжелика Захарова, Алина Егорова: - О чем мы мечтаем? Мечтаем играть на новом белом рояле, который будет стоять в концертном зале…
|